На сегодняшний день в законодательство о банкротстве внесено множество поправок. Изменения, как отмечается, существенным образом касаются судебных процессов по рассмотрению дел о банкротстве. О некоторых изменениях и их значении рассказал наш собеседник – доктор юридических наук, судья Верховного суда Кыргызской Республики (ВС КР) Айбек Абубакирович ДАВЛЕТОВ.

– Айбек Абубакирович, недавно состоялся Пленум Верховного суда Кыргызской Республики, на котором было принято Постановление, связанное с банкротством, вы были основным докладчиком. Расскажите, пожалуйста, о самых важных моментах.

– Да. Не так давно было принято Постановление Пленума ВС КР «О некоторых вопросах, связанных с практикой применения Закона Кыргызской Республики «О банкротстве (несостоятельности)». Как известно, Постановление Пленума учитывает мнение государственных ведомств и органов, имеющих отношение к поднятой проблеме, а также принимаются во внимание и рекомендации Научно-консультативного совета при ВС КР.

Постановление содержит значимые для судебной практики разъяснения, рекомендации и представляет собой хорошо проработанный документ, являющийся результатом профессиональной и кропотливой работы внушительного количества специалистов. Постановления Пленума ВС КР являются обязательными для местных судов страны.

К настоящему времени в законодательство о банкротстве было внесено множество поправок и дополнений, которые существенным образом влияют на процесс рассмотрения дел о банкротстве. При рассмотрении дел о банкротстве основным вопросом, разрешаемым судом, является установление факта неплатежеспособности.

Одна из поправок, внесенных в Закон «О банкротстве» в 2009 году, в частности существенным образом изменила само определение понятия банкротства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Так, к основным признакам банкротства статьей 3 Закона «О банкротстве» было отнесено также неудовлетворительное состояние баланса должника. Поэтому Пленум ВС обращает внимание судов на необходимость при рассмотрении дел о банкротстве исследования бухгалтерского баланса должников в целях установления факта превышения обязательств должника над его ликвидными активами.

Помимо этого, закон установил, что обязательным условием для признания должника банкротом является наличие вступившего в законную силу решения суда, которым был установлен размер долга, и наличие доказательств о невозможности его исполнения в обычном порядке. Если данного решения суда нет, то условием для признания должника банкротом должно быть соблюдение заявителем условия о досудебном урегулировании спора и письменное признание размера долга самим должником. Этим было отмечено, что размер долга не должен и не может устанавливаться судом, который рассматривает дело о банкротстве.

Относительно минимального размера долга в постановлении отмечено, что требование закона о соответствии долга данному размеру не распространяется на отсутствующих должников, а также должника, который обращается в суд с просьбой признать его банкротом.

В постановлении Пленума также обращено внимание на необходимость исключения из практики судов неправомерного применения должниками процесса банкротства при возможности наличия признаков ложного банкротства.

Также отмечается, что действующее законодательство о банкротстве изменило состав лиц, которые могут быть признаны банкротом, сократив их количество. Из их числа были исключены все учреждения, то есть организации, действующие на праве оперативного управления, а также объекты естественной монополии и финансово-кредитные учреждения, имеющие лицензию Национального банка на принятие депозитов.

– Айбек Абубакирович, изменения начинаются с самого основания, а именно – с понятия «банкротство». А как же насчет сроков рассмотрения дел в судах?

– В 2016 году изменился процессуальный срок рассмотрения дел о банкротстве в суде первой инстанции. Вместо прежнего месячного срока было установлено, что дело о банкротстве, согласно статье 27-12 Закона «О банкротстве», должно быть рассмотрено в течение 10 дней, и его продление возможно тоже только на десять дней, причем в исключительных случаях и по мотивированному определению суда.

Сама же процедура банкротства должника в соответствии со статьей 52 Закона «О банкротстве» не может превышать одного года с момента вынесения решения о его банкротстве. Этот срок может быть продлен только на шесть месяцев. Есть лишь одно исключение – банкротство сельхозпроизводителей.

– Не секрет, что бывали случаи, когда предприятия, объявленные банкротами, распродавали свое имущество. 

– В постановлении Пленума отмечены полномочия временного администратора. Его главная задача – сохранение активов должника. Поэтому он не вправе осуществлять действия по распоряжению этими активами, продавать, закладывать, передавать третьим лицам, увольнять или назначать должностных лиц и работников должника-юридического лица.

Отдельный пункт постановления посвящен ответственности администратора при исполнении его обязанностей. Кроме того, обращается внимание судов на то, что вопрос об ответственности специального администратора должен ставится судом до истечения установленного законом годичного срока для проведения процедур банкротства.

Нами отмечены особенности банкротства индивидуальных предпринимателей. В частности указано, что при рассмотрении вопроса о признании его банкротом досудебное урегулирование спора как обязательное условие не применяется.

В соответствии со статьей 105 Закона «О банкротстве» кредиторы и должник могут заключить мировое соглашение. В связи с этим постановление Пленума обращает внимание судов на то, что его участниками могут быть и иные лица. Основным условием при этом должно быть их участие в исполнении обязательств должника с их стороны.

Я надеюсь, что постановление сыграет свою роль в единообразном понимании норм законодательства о банкротстве, окажет содействие в правильном и своевременном рассмотрении подобных дел судами республики.

– Благодарим вас за беседу и желаем успехов в работе!

pr.kg