История образования и развития судебной системы Кыргызской Республики является неотъемлемой частью отечественной истории, имеет большое познавательное и практическое значение и, безусловно, занимает важное место в развитии государства в целом.

За свое 85-летнее существование судебная система, в том числе Верховный суд республики, неоднократно реформировалась и позволяет в настоящее время давать определенную оценку происходящим процессам.

До XIX века в Киргизии судебные функции исполнялись биями и казиями, которые рассматривали споры, возникающие между кочевым и коренным населением и другими народностями, по нормам обычного (адат) и мусульманского права (шариат).

Такое правосудие просуществовало до  вхождения Кыргызстана в состав царской России. До Октябрьской революции 1917 года территория Киргизии была раздроблена между отдельными областями

Туркестанского генерал-губернаторства. Северная часть Киргизии входила в состав Семиреченской области (Пишпекский и Пржевальский уезды), Таласская долина – в состав Сыр-Дарьинской (Аулие-Атинский уезд), южная часть Киргизии – в состав Ферганской и Самаркандской областей (Андижанский, Ошский, Наманганский, Ходжентский уезды и Памирский район).

Система судоустройства для местного населения Туркестана была установлена Положением «Об управлении Туркестанским краем», принятым в 1886 году, согласно которому образовалось несколько видов специальных и общих царских судов. К ним относились военно-судные комиссии, судебно-административные органы, окружные суды, судебные отделы, областные правления, уездные и мировые суды. Территорию Киргизии обслуживали окружные суды, находившиеся в городах Верный и Скобелев.

Согласно положению, судьи назначались генерал-губернатором на 3 года по выбору населения. На каждую должность судьи выбирались 2 кандидата, однако утверждать судью и кандидата мог только губернатор. Он же мог назначить новые выборы. В случае болезни или смерти судьи его обязанности выполнял кандидат в судьи также с разрешения губернатора.

Систему судов составляли:

– единоличные судьи (бии, казии);

– съезды судей;

– чрезвычайные съезды судей.

Институт биев и казиев сохранялся наряду с царскими судами. При этом бии и казии единолично рассматривали уголовные и гражданские дела, за исключением уголовных дел о государственных, об особо опасных и должностных преступлениях, а также о преступлениях, совершенных в отношении лиц русской национальности и в пределах русских поселений.

Из гражданских дел исключались гражданские споры и иски между представителями коренного населения и не принадлежащими к таковым, дела между лицами различных народностей, имеющих отдельные народные суды, а также по искам, основанным на актах, совершенных при участии русских властей.

Эти уголовные и гражданские дела были подсудны царским судам.

Бии и казии снабжались особыми нагрудными знаками для ношения при исполнении служебных обязанностей, а также должностными печатями и книгами для записи решений и актов.

Волостной съезд судей являлся 2-й судебной инстанцией для пересмотра дел по жалобам на неокончательные решения единоличных судей, при этом сторонам спора предоставлялось право по обоюдному согласию обращаться для разбора своих дел прямо к съезду. Съезд по желанию уездного начальника мог также рассматривать уголовные и гражданские дела в качестве суда 1-й инстанции. Решения съездов считались окончательными, за исключением случаев, когда они выносились с превышением власти или по делам, им не подсудным.

Чрезвычайные съезды судей назначались по распоряжению губернатора для разрешения дел, в которых участвовали жители разных уездов или волостей, а также для рассмотрения ходатайств народных судей и их съездов о высылке подсудимых.

У лиц коренной национальности, ведущих оседлый образ жизни, чрезвычайные съезды состояли из судей тех районов, к которым принадлежали истец и ответчик или подсудимый, а у лиц, которые вели кочевой образ жизни, – из судей тех волостей, в которых числились стороны спора или подсудимые, не менее одного человека от волости.

Назначение судей в чрезвычайный съезд кочевого населения производилось уездным начальником и проводилось в присутствии начальника того уезда, в котором собирался съезд.

Начало созданию новой судебной системы было положено историческим Декретом о суде №1 (1917), которым была упразднена старая система, состоявшая из окружных судов, судебных палат и Правительственного сената со всеми департаментами, из военных и морских судов всех наименований, а также коммерческих судов.

Институт мировых судей подлежал замене местными (коллегиальными) судами в лице постоянного местного судьи и двух очередных заседателей, приглашаемых на каждую сессию по особым спискам. При этом народные заседатели пользовались теми же правами, что и постоянный судья, председательствовавший в судебном заседании. Была установлена выборность судей на основании прямых выборов.

В первые годы после революции Советское правительство испытывало трудности в связи с отсутствием своих кадров (юристов) и поэтому использовало для работы в местных судах бывших мировых судей.

Декретом учреждались революционные трибуналы в составе одного председателя и шести очередных заседателей, избираемых губернскими или городскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (далее – Советами), для рассмотрения дел, связанных с мародерством, хищением, саботажем и прочими злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников и других лиц.

Первым актом Советского правительства Туркестана о суде явилось постановление Совета народных комиссаров края (далее – СНК) от 30 ноября 1917 года «Об организации Временного революционного суда», в состав которого входили 5 представителей СНК, исполкома Ташкентского Совета рабочих и солдатских депутатов, исполкома Ташкентского Совета крестьянских депутатов и центрального бюро профсоюзов. Рассмотрение дел осуществлялось с участием присяжных представителей от различных организаций в количестве 15 человек.

В 1918 году был принят Декрет о суде №2, которым предусматривались:

– порядок деятельности окружных народных судов;

– кассация решений;

– верховный судебный контроль;

– порядок судопроизводства и подсудности;

– положения о судебной пошлине и судебных издержках;

– предварительное следствие;

– обвинение и защита;

– народные заседатели и судебное следствие;

– жалобы, помилования и восстановление прав;

– порядок исполнения решений и приговоров, а также положение о действующих законах.

При этом к названию суда «местный» было добавлено слово «народный».

В декрете были закреплены такие принципы судебного разбирательства, как гласность, устность и состязательность процесса, право обвиняемого на защиту. Судоговорение в судах всех инстанций допускалось на местном языке, тем самым осуществлялся важнейший принцип национальной политики нового правительства.

Согласно решению, принятому на I Съезде советов в 1918 году, в Пишпекском уезде были созданы Уездный революционный трибунал и следственная комиссия, помимо этого, стали избираться народные суды и в волостях. Были избраны Революционный трибунал, следственная комиссия и утверждены мировые судьи всех пяти участков уезда.

Учитывая религиозность местного населения и бытовые особенности Туркестана, правительство края не торопилось с упразднением судов казиев и биев. Постановлением Центрального исполнительного комитета (ЦИК) Туркестанской АССР было утверждено Положение о суде казиев, которое несколько ограничивало компетенцию этих судов и упорядочивало рассмотрение ими дел с установлением соответствующего контроля со стороны советских органов.

1-й инстанцией в них являлся казий, который, руководствуясь нормами шариата, единолично рассматривал дела, апелляционной инстанцией был съезд казиев (3-5 человек). Для обжалования в кассационном порядке решений съезда казиев существовал Президиум исполкома, осуществлявший пересмотр дел на основании заключения Областной юстиции или Уездного бюро юстиции.

Положение предусматривало также учреждение для кочевого населения Ферганской области суда биев, который рассматривал дела по нормам адата.

Казии и бии получали содержание в виде определенного процента с исков, размер которых определял Народный комиссариат юстиции (далее – Наркомюст).

В 1921 году было утверждено Положение о высшем судебном контроле, тогда же организовали уездные бюро юстиции — органы, осуществляющие методическую помощь и контроль судебных учреждений на местах, а также дачу заключений по юридическим вопросам всем отделам уездного исполкома. Всего было организовано 12 уездных бюро юстиции.

Подавляющее большинство населения Киргизии вело кочевой образ жизни, поэтому оно редко прибегало к народному суду при разрешении своих споров. Распространение имели «аксакальские суды», рассматривающие споры на основе норм адата и шариата. По существу, они мало чем отличались от суда биев.

В связи с этим в конце 1921 года во всех местностях Туркестанской Республики, где имелось кочевое население, предусматривалось учреждение передвижных камер народных судей, действовавших на основании общего положения о едином народном суде. Передвижные камеры должны были действовать в непосредственной близости к населению, откочевывая вместе с ним на джайлоо летом и возвращаясь на зимовку.

В Пишпекском и Нарынском уездах действовали по 3 передвижные камеры, в Каракольском – 2 и по одной следственной камере к ним.

Для разрешения всякого рода споров в области имущественных отношений устанавливались жесткие гражданские нормы.

В 1922 году были приняты Кодекс законов о труде (КЗоТ) РСФСР, Гражданский кодекс РСФСР, а также Положение о судоустройстве РСФСР, предусматривающее создание единой судебной системы.

В Туркестане вместо губернских  действовали областные суды и их уполномоченные по уездам с правами члена этого суда. Обязанности уполномоченного возлагались на народных судей первых участков уездных центров с дополнительным штатом. В Киргизии они находились в Пишпекском, Каракольском, Нарынском и Ошском уездах.

Компетенция народного суда значительно расширилась. Он рассматривал уголовные и гражданские дела с участием двух народных заседателей, за исключением небольшой категории дел, которые народный судья мог рассматривать единолично.

Были упразднены народные суды с участием шести народных заседателей, губернский революционный трибунал, Совнарсуд как кассационный орган и губернский отдел юстиции как местный орган судебного управления. Функции всех этих органов были переданы губернскому суду. Верховный суд РСФСР получил функции Верховного трибунала, а также некоторые функции Наркомюста РСФСР в части судебного контроля. Он осуществлял надзор за деятельностью всех судов республики, рассматривал кассационные жалобы и протесты по делам, решенным губернскими судами, и в качестве суда 1-й инстанции рассматривал важнейшие уголовные и гражданские дела. В 1922 году был образован СССР – Союз Советских Социалистических Республик. Киргизия входила в СССР в составе Туркестанской Автономной ССР, которая в свою очередь находилась в составе РСФСР. В 1923 году был принят Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, регулирующий порядок разбирательства и разрешения гражданских дел, исполнения судебных актов по уголовным делам в части имущественных взысканий, а также процессуальные права и обязанности суда, прокурора, сторон, третьих лиц, представителей сторон и других участников процесса. Были отменены суды биев, а в 1924 году все уголовные дела изъяли из ведения  судов казиев и передали в советские народные суды. В подсудности суда казиев оставались гражданские дела по искам до 25 рублей, а также дела, возникавшие из брачного и наследственного права. Жалобы на решения суда казиев подавались в народный суд, рассматривавший их в общем порядке. В 1927 году приняли решение о ликвидации судов казиев.

В 1924 году было принято историческое постановление «О национальном размежевании республик Средней Азии (Туркестана, Бухары и Хорезма)», которое предусматривало образование новых республик и автономных областей Средней Азии.

Кара-Киргизская Автономная область вошла в состав РСФСР и состояла из четырех округов: Пишпекского, Каракольского, Джалал-Абадского и Ошского.

Были приняты Основные начала уголовного законодательства СССР и Основы уголовного судопроизводства СССР и союзных республик.

«Основные начала» вызвали необходимость принятия в союзных республиках новых уголовных кодексов. В РСФСР такой кодекс был принят в 1926 году и введен в действие с 1 января 1927 года.

Областной суд Кара-Киргизской Автономной области приступил к работе в 1924 году. Было сформировано Нотариальное отделение Областного суда, образован 1-й участок народного суда, находящийся в г. Пишпеке, проведено 2 пленарных заседания областного суда, на которых, помимо вопросов распределения членов Облсуда по отделам, назначения уполномоченных Облсуда, установления числа и мест нахождения нотариальных контор области, избрания дисциплинарной коллегии Облсуда, была проделана большая работа по районированию и установлению числа судебно-следственных участков в округах области.

С этого времени стали функционировать 23 участка Народного суда и 18 следственных участков. В связи с тем что часть населения в летнее время выезжала на летние пастбища, где оставалась до поздней осени, организовали 5 передвижных камер народных судов.

На территории Кара-Киргизской Автономной области некоторое время действовали земельно-водные комиссии по округам (земельные суды), которые сыграли большую роль в разрешении земельно-водных споров.

Областной суд одновременно действовал в качестве органа судебного управления в отношении народных судов и кассационной инстанции для дел, рассмотренных народными судами. Областной суд состоял из председателя, двух его заместителей и четырех членов суда (по штату – 6). Народные судьи первых участков округов являлись одновременно уполномоченными Областного суда с правами членов последнего.

В 1925 году Кара-Киргизская Автономная область была переименована в Киргизскую Автономную область.

На тот момент структура Областного суда была следующей:

– Пленум (председатель, 2 его заместителя, 4 члена суда, 2 запасных судьи, 1 секретарь Пленума, он же секретарь Президиума и Дисциплинарной коллегии);

– административно-хозяйственный отдел с финансовым и хозяйственным подотделами, комендатура;

– инструкторско-ревизионный отдел;

– уголовный отдел;

– следственная часть (состоявшая из трех старших следователей и одного делопроизводителя); – гражданский отдел.

Кроме того, для рассмотрения некоторых

категорий дел ввиду их особой сложности, а также дел о преступлениях, представляющих особую опасность, были созданы специальные суды:

– по делам о воинских и некоторых других преступлениях – военные трибуналы;

– по земельным делам – земельные комиссии;

– по делам о спорах между государственными органами об имущественных правах – Высшая арбитражная комиссия и местные арбитражные комиссии при Экономическом совещании РСФСР;

– по делам, связанным с нарушением Кодекса законов о труде, в главных городах автономных республик, в центрах краевых и областных административно-территориальных объединений, областных, губернских и окружных городах и промышленных центрах – особые сессии народного суда по трудовым делам.

Историческим событием в Киргизии, имевшим важное значение для последующего изменения структуры судебных органов и их развития, явилось преобразование в 1927 году Киргизской Автономной области в Киргизскую Автономную Советскую Социалистическую Республику (АССР).

На территории Киргизии было проведено районирование, в результате чего вместо ранее существовавших четырех округов было образовано 7 кантонов:

– из бывшего Пишпекского округа – 3 кантона: Фрунзенский, Таласский и Чуйский;

– из бывшего Каракольского округа – 2 кантона: Каракольский и Нарынский;

– Ошский и Джалал-Абадский округа были преобразованы в одноименные кантоны.

В связи с этим была изменена нумерация участков народных судов и соответственно увеличено число уполномоченных Областного суда, которыми стали народные судьи первых участков каждого кантона с правами членов Областного суда.

В том же, 1927-м, году первым народным комиссаром юстиции и одновременно прокурором республики был назначен Таш Худайбергенов. Председателем Главного суда Киргизской АССР избрали Иманбека Текеева. В состав Главного суда, помимо председателя, вошли 2 его заместителя и 5 членов суда.

Главный суд как высший судебный орган на территории Киргизской АССР являлся кассационной инстанцией по делам, рассмотренным народными судами, и судом 1-й инстанции по делам, отнесенным законом к его ведению. Он осуществлял и надзорные функции по делам народных судов с вступившими в законную силу приговорами и решениями.

Главный суд действовал в составе Пленума, Президиума, уголовного и гражданского отделов, рассматривавших дела по первой и кассационной инстанциям, дисциплинарной коллегии. Народные заседатели для Главного суда утверждались Президиумом КирЦИКа по особым спискам.

Кассационной и надзорной инстанциями в отношении дел, рассмотренных Главным судом республики, являлся Верховный суд РСФСР.

Вся организационная и управленческая деятельность Главного суда была сосредоточена в Наркомюсте Киргизской АССР. Руководство и контроль за деятельностью Главного суда Киргизской АССР, кроме Наркомюста Киргизской АССР, осуществлял Наркомюст РСФСР путем проведения ревизий, направления неправильно разрешенных дел с представлением председателю Верховного суда РСФСР для разрешения вопроса об опротестовании судебных актов; изучения и обобщения судебной практики и постановки вопроса перед Пленумом Верховного суда РСФСР о даче руководящих разъяснений судам по применению законодательства и путем издания приказов и инструкций по организации и улучшению работы судов.

Народные судьи избирались Президиумом ЦИК Киргизской АССР. К народным судьям первых участков кантонов и г. Фрунзе (они же соответственно уполномоченные Главного суда) избирались так называемые добавочные судьи.

В г. Фрунзе, кроме трех участков народных судов общей территориальной подсудности, действовали Трудовая сессия народного суда при Главном суде, а также жилищная дежурная камера. Председатель сессии и народный судья камеры избирались на заседании Президиума КирЦИКа.

В каждом кантоне имелось по несколько участковых народных судов, обслуживавших население в пределах определенной территории. В летний период (на летних пастбищах) организовывались джайлоонные народные суды.

В большинстве районов преимущественно с киргизским или узбекским населением судопроизводство велось на его родном языке.

Помимо разбора дел, народные суды занимались и общественной работой. В больших населенных пунктах организовывались ячейки по пропаганде советского права; при некоторых избахчитальнях действовали юридические кружки и справочные столы по юридическим вопросам, а в каждом кантонном центре при женотделах и в домах дехканина создавались юридические консультации.

В связи с острой нехваткой кадров и низкой квалификацией отдельных судебных работников в июне 1930 года были образованы краткосрочные курсы, первых выпускников которых  направили на практическую судебно-следственную и прокурорскую работу (30 человек, почти все киргизской национальности, в том числе 6 женщин).

В 1934 году эти курсы были преобразованы в постоянно действующую годичную правовую школу при Наркомюсте Киргизской АССР, а уже в 1935 году состоялся 1-й ее выпуск. Окончившие были направлены районными прокурорами, народными судьями, народными следователями, членами коллегии защитников и судебными исполнителями.

В сентябре 1930 года вся территория Киргизии была разделена на 24 административных района, в связи с чем в республике  организовали 24 районных суда и 2 участка народного суда в г. Фрунзе.

После проведенного районирования отпала необходимость в органах юстиции на пастбищах Суусамыра и в передвижных камерах народного суда на других джайлоо. Подсудность и подследственность стали строго территориальными.

В июле 1936 года в связи с образованием Наркомюста СССР и освобождением Верховного суда СССР от функций судебного управления произошли соответствующие изменения в организации и деятельности Главного суда Киргизской АССР, который стал осуществлять функции высшего судебного органа республики, освободившись от управленческих функций. Председатель Главного суда теперь не являлся заместителем Народного комиссара юстиции.

Важнейшими политическими и историческими событиями в жизни киргизского народа явились принятие 5 декабря 1936 года новой Конституции (Основного Закона) СССР и на ее основе – преобразование Киргизии из автономной республики в Киргизскую Советскую Социалистическую Республику в составе Союза Советских Социалистических Республик.

С этого момента Главный суд Киргизской АССР стал называться Верховным судом Киргизской ССР, соответственно были изменены его структура и функции. Суды стали выносить приговоры и решения именем Киргизской Советской Социалистической Республики.

Важную роль в развитии судебной системы сыграло положение о том, что правосудие в государстве должно осуществляться только судом. Задача судов состояла в том, чтобы на основе закона, в условиях, исключающих всякое постороннее воздействие на судей, обеспечить всестороннее, полное и объективное исследование материалов любого дела и вынесение по ним законных, обоснованных и справедливых решений.

Рассмотрение дел с участием народных заседателей осуществлялось народными, областными и Верховным судами Киргизской ССР при рассмотрении дел по 1-й инстанции. Во время исполнения своих обязанностей в суде народные заседатели пользовались всеми правами судьи.

Народные заседатели к исполнению своих обязанностей в суде призывались в порядке очередности по списку на срок не более чем 10 дней в году. Этот срок мог быть продлен в том случае, если не было закончено судебное разбирательство дела, начатое с участием этих народных заседателей. Расходы народных заседателей, связанные с исполнением обязанностей в суде, возмещались рабочим и служащим сохранением заработной платы по месту работы, а колхозникам – начислением трудодней.

На Верховный суд возлагался надзор за деятельностью всех судебных органов Киргизской ССР. В соответствии с Конституцией Киргизской ССР Верховный суд, включая его народных заседателей, избирался Верховным Советом Киргизской ССР сроком на 5 лет.

Структура Верховного суда Киргизской ССР, его компетенция и организационная деятельность до 1960 года определялись Законом о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик.

Верховный суд Киргизской ССР состоял из Председателя, его заместителей, членов суда, народных заседателей, призываемых к участию в рассмотрении дел, и действовал в составе:

– судебной коллегии по уголовным делам для рассмотрения уголовных дел, отнесенных законом к ведению Верховного суда республики, а также для рассмотрения жалоб и протестов на приговоры и определения областных и народных судов республики;

– судебной коллегии по гражданским делам для рассмотрения гражданских дел, отнесенных законом к ведению Верховного суда республики, а также для рассмотрения жалоб и протестов на решения и определения областных и народных судов.

Существовавшие ранее Президиум и Пленум Главного суда Киргизской АССР, а также Специальная коллегия в 1938 году были упразднены.

Судебные коллегии Верховного суда рассматривали дела по 1-й инстанции в составе Председателя Верховного суда или одного из членов Верховного суда и двух народных заседателей, а дела в кассационном и надзорном порядке — в составе трех членов суда. Верховный суд был вправе принять любое уголовное, гражданское дело из любого суда республики к своему производству и рассмотреть его в качестве суда 1-й инстанции.

Право внесения протестов на судебные акты, вступившие в законную силу, при наличии на то веских оснований имели Генеральный прокурор СССР, Прокурор республики, председатели Верховного суда СССР и союзной республики. Правом на дачу Верховному суду союзной республики руководящих указаний по вопросам судебной практики пользовался только Верховный суд СССР.

Верховный суд Киргизской ССР по 1-й инстанции рассматривал уголовные и гражданские дела исключительной важности. Его приговоры и решения являлись окончательными, в кассационном порядке обжалованию не подлежали, могли быть отменены и изменены только Верховным судом СССР в порядке надзора по протестам Председателя Верховного суда СССР и Прокурора СССР при наличии обнаружения в уголовном деле существенных нарушений уголовного, материального и процессуального законодательства, а в гражданском деле — существенного нарушения действовавших законов или явного нарушения интересов государства или трудящихся масс.

По Закону о судоустройстве вопрос приостановления исполнения судебных актов, вступивших в законную силу, могли решать лишь Прокурор СССР, Председатель Верховного суда СССР, а также Прокурор и Председатель Верховного суда республики.

До 1941 года Киргизия состояла из шести областей: Фрунзенской, Таласской, Иссык-Кульской, Тянь-Шаньской, Ошской и Джалал-Абадской и соответственно действовали 6 областных судов.

Областной суд состоял из председателя, его заместителей, членов суда, народных заседателей, призываемых для участия в рассмотрении судебных дел по 1-й инстанции.

Областной суд в качестве суда 1-й инстанции рассматривал отнесенные законом к его ведению уголовные дела о контрреволюционных и особо опасных преступлениях против государственного управления, хищениях социалистической собственности в крупных размерах, об особо важных должностных и хозяйственных преступлениях, а также отнесенных законом к его ведению гражданских дел.

В составе областного суда действовали судебные коллегии по уголовным и гражданским делам для рассмотрения дел по 1-й инстанции, подсудных областному суду, а также для рассмотрения жалоб и протестов на приговоры, решения и определения народных судов в кассационном порядке. При рассмотрении дел по 1-й инстанции и в кассационном порядке областной суд не мог отменять или изменять в порядке надзора судебные акты народных судов, вступившие в законную силу.

Таким образом, областной суд, действуя в качестве суда 2-й инстанции, являлся вышестоящим органом по отношению к находившимся на его территории народным судам. Он имел право изъять из производства народного суда любое уголовное и гражданское дело и принять к своему производству для рассмотрения по существу по 1-й инстанции.

Решения и приговоры областного суда могли быть проверены и пересмотрены в кассационном порядке только Верховным судом Киргизской ССР.

В Конституции 1936 года было закреплено, что правосудие в Киргизской ССР осуществлялось и специальными судами, создаваемыми постановлением Верховного Совета СССР, которыми являлись:

– военные трибуналы;

– линейные суды железнодорожного транспорта;

– линейные суды водного транспорта, которые относились к системе судов СССР и действовали на основе общих для всех судов норм материального и процессуального права.

Состав специальных судов избирался Верховным Советом СССР сроком на 5 лет. Для участия в судебных заседаниях специальных судов привлекались народные заседатели, избираемые краевыми, областными Советами депутатов трудящихся и Верховными Советами союзных и автономных республик. Суды водного и железнодорожного транспорта создавались в определенные периоды при особых в то время условиях на водном и железнодорожном транспорте. Они сыграли важную роль в борьбе с преступностью в этой отрасли народного хозяйства.

Должности судей и народных заседателей районного (городского) народного суда Киргизской ССР были выборными и подотчетными населению.

Судопроизводство в Киргизии велось на кыргызском языке, а в районах преимущественно с русским или узбекским населением – соответственно на русском или узбекском языках с обеспечением для лиц, не владеющих языком большинства населения района, полного ознакомления с материалами дела через переводчика, а также права выступать в суде на родном языке.

В 1938 году было утверждено Положение о Народном комиссариате юстиции Киргизской ССР, на который возлагались организация и руководство деятельностью судебных учреждений.

Наркомюст Киргизской ССР состоял из управления судебных органов с включением сектора статистики, отделов кадров, кодификации, нотариата, планово-финансового отдела, контрольно-инспекторской группы при наркоме, секретариата и архива.

Областные управления Народного комиссариата юстиции состояли из сектора судов, отдела кадров, финансово-хозяйственного сектора и секретариата (канцелярии).

Сложный период испытала республика в годы Великой Отечественной войны.

Первыми законодательными актами, определившими формы организационной перестройки судебных органов в условиях военного времени, были указы Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении» и «Об утверждении Положения о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий».

Согласно этим документам, в местах, находящихся на военном положении, все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности принадлежали военным советам фронтов, армий, военных округов, а там, где они отсутствовали, – высшему командованию войсковых соединений. Была определена подсудность дел военным трибуналам со значительным расширением их компетенции. Военным властям также предоставлялось право передачи на рассмотрение военных трибуналов дел о спекуляции, злостном хулиганстве и обо всех иных преступлениях, предусмотренных Уголовным кодексом, и, если командование признавало это необходимым, – по обстоятельствам военного положения.

На военные трибуналы в период войны возлагалась также задача борьбы с наиболее тяжкими преступлениями не только на фронте, но и в тылу: с самовольным уходом с предприятий военной промышленности, с лицами, уклоняющимися от всеобщего обязательного обучения военному делу, с нарушителями воинского учета и т. д.

В первые годы войны в Киргизии действовали 76 участков народных судов, 5 областных судов и Верховный суд республики. В январе 1942-го был организован Военный трибунал Фрунзенского гарнизона.

Учитывая большое количество дел в одних районах, а также территориальную разбросанность и горную местность в других, дополнительно образовали 10 участков народных судов, а в связи с разукрупнением отдельных районов и организацией новых было разрешено организовать в новых районах народные суды. Таким образом, на 1 июля 1944 года в республике действовали 90 участковых народных судов. Административно-управленческие функции осуществляли Наркомюст Киргизской ССР и  6 его управлений при областных советах.

Выборы народных судей и народных заседателей в связи с военной обстановкой не проводились, а их полномочия продлевались по истечении установленного для них срока. Народные же судьи вновь организованных судов и взамен выбывших избирались в прежнем порядке.

Значительная часть судебных работников была мобилизована в армию, в связи, с чем в составе судебных работников преобладало количество женщин (в Верховном суде – 40%, членами областных судов – 33% и народными судьями – 39%).

После окончания войны некоторые законы и нормативные акты, принятие которых было вызвано условиями военного времени, отменили или изменили.

Смертная казнь была заменена заключением в исправительные лагеря сроком на 25 лет, за исключением шпионов, подрывников-диверсантов, а также лиц, совершивших умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах. Были ликвидированы военные трибуналы войск МВД СССР.

В декабре 1948 года в республике на основе всеобщего, равного, прямого и тайного избирательного права были избраны 94 народных судьи и 6 005 народных заседателей.

В 1953 году линейные суды железнодорожного и водного транспорта объединили в единые транспортные суды.

В 1956 году было упразднено Министерство юстиции СССР. Его функции в отношении руководства работой судебных учреждений и органов юстиции союзных республик были возложены на министерства юстиции союзных республик. Краевым, областным судам было предоставлено право проводить ревизии народных судов и осуществлять контроль за всей их деятельностью. Были упразднены управления министерств юстиции союзных республик при краевых, областных Советах депутатов трудящихся, а на краевые, областные суды возложили руководство государственными нотариальными конторами, судебные исполнители стали назначаться народными судьями.

В Киргизской ССР были упразднены действовавшие в то время управления Министерства юстиции Киргизской ССР при пяти областных Советах депутатов трудящихся, их управленческие функции возложили на соответствующие областные суды.

В 1957 году транспортные суды были упразднены с отнесением к ведению судебных органов союзных республик всех подсудных им дел. Рассмотрение этих дел возложили соответственно на народные, областные, краевые, Верховные суды союзных и автономных республик применительно к установленной для них подсудности.

В том же году было утверждено Положение о Верховном суде СССР,  которым значительно расширялись права и компетенции судебных органов союзных республик. В состав Верховного суда СССР в качестве его членов входили по должности председатели Верховных судов союзных республик, которые принимали участие в работе Пленума Верховного суда СССР, рассматривавшего дела особой важности, а также дававшего руководящие разъяснения судам по вопросам применения законов в судебной деятельности.

В 60-е годы был разработан и принят ряд законодательных актов, в их числе: Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик и Основы гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик (1961), Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье (1968).

Наряду с ними были приняты: Закон о судоустройстве Киргизской ССР, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Киргизской ССР, Гражданский и Гражданский процессуальный кодексы Киргизской ССР, а также Кодекс о браке и семье Киргизской ССР.

В соответствии с Законом о судоустройстве и Положением о выборах народных судей в выборах участвовало все население, проживающее на территории деятельности народного суда, а правом выдвижения кандидатов в народные судьи обладали общественные организации и общества трудящихся, общие собрания рабочих, служащих и колхозников. Срок полномочий народных судей увеличили с трех до пяти лет, а также была предусмотрена подотчетность не только народных судей перед избирателями, но и областного суда перед Областным советом, Верховного суда – перед Верховным Советом Киргизской ССР, а в период между сессиями – перед Президиумом Верховного Совета Киргизской ССР.

Было сохранено положение о досрочном лишении полномочий судьи или народного заседателя лишь на основании отзыва избирателей или органа его избравшего, а также в силу состоявшегося в отношении него приговора суда.

Областной суд состоял из председателя, его заместителя, членов суда и народных заседателей и действовал в составе судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по уголовным делам и президиума, который в свою очередь состоял из председателя суда, его заместителя и членов суда в количестве, определяемом исполкомом Областного совета депутатов трудящихся.

Высшим судебным органом Киргизской ССР являлся Верховный суд Киргизской ССР, судьи которого избирались Верховным Советом Киргизской ССР сроком на 5 лет.

В 1959 году было упразднено Министерство юстиции Киргизской ССР, в связи, с чем Верховному суду Киргизской ССР было предоставлено право проводить ревизии областных и народных судов и осуществлять контроль за их деятельностью, а также вести судебную статистику. Тем самым к Верховному суду Киргизской ССР перешли организационно-управленческие функции по отношению к народным и областным судам и нотариальным конторам.

В 1967 году при Верховном суде республики на общественных началах был организован Научно-консультативный совет, который состоял из ученых-юристов и судебных работников и, являясь совещательным органом, обсуждал сложные юридические вопросы, возникавшие в результате изучения и обобщения судебной практики, а также высказывал мнение по материалам, подготовленным Верховным судом на рассмотрение Пленума Верховного суда Киргизской ССР. Члены Научно-консультативного совета привлекались к обсуждению пособий, методических указаний и иных изданий, подготавливаемых Верховным судом, и принимали участие в обобщении судебной практики.

Научно-консультативный совет играл важную роль в укреплении и расширении связи судебных органов республики с научно-юридическими учреждениями.

Работу совета организовывали его председатель и научный секретарь, избираемые общим собранием членов совета.

В 1970 году структура Верховного суда республики состояла из председателя Верховного суда, двух его заместителей, членов суда, а также народных заседателей и действовала в составе:

– судебной коллегии по гражданским делам;

– судебной коллегии по уголовным делам;

– Президиума Верховного суда;

– Пленума Верховного суда.

В конце 1979 года был образован Фрунзенский городской суд.

В 1981 году приняли Указ «О порядке отзыва народных судей и народных заседателей районных (городских) народных судов Киргизской ССР», согласно которому народные суды и народные заседатели районных (городских) народных судов могли быть отозваны избирателями, если они не оправдали их доверия или совершили действия, не достойные высокого звания народного судьи или народного заседателя.

Право возбуждения процедуры отзыва принадлежало общественным организациям, трудовым коллективам, которые посылали свои решения исполкомам народных депутатов района и города.

На 1990 год судебную систему Киргизской ССР составляли Верховный суд Киргизской ССР, областные, Фрунзенский городской, Военный суды Киргизской ССР, районные (городские) народные суды.

Верховный суд Киргизской ССР являлся высшим судебным органом Киргизской ССР и осуществлял надзор за судебной деятельностью всех судов Киргизской ССР в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и Киргизской ССР.

Организационное обеспечение деятельности судов было возложено на Министерство юстиции Киргизской ССР, управления юстиции исполкомов областных Советов при строгом соблюдении принципа независимости судей и подчинения их только закону.

В 1990 году была принята Декларация о государственном суверенитете Республики Кыргызстан.

31 августа 1991 года принята Декларация о государственной независимости Республики Кыргызстан, и с этого момента начался отсчет нового этапа истории Кыргызской Республики –  независимого, самостоятельного развития.

В марте 1992 года в связи с принятием законов Республики Кыргызстан «Об арбитражном суде Республики Кыргызстан» и «О порядке разрешения хозяйственных споров арбитражными судами Республики Кыргызстан» были упразднены арбитражи министерств, государственных комитетов и ведомств республики.

5 мая 1993 года была принята Конституция КР, которая провозгласила Кыргызстан суверенной, демократической республикой, построенной на началах правового государства. Она закрепила принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви.

С принятием Конституции в стране были сделаны важные шаги по усилению независимости судебной власти и роли судов в государственной жизни.

Систему судов составляли Конституционный, Верховный, Высший арбитражный суды КР и местные суды (областей, города Бишкека, районов, городов, арбитражные суды областей, военные суды, а также суды аксакалов и третейские суды).

Конституционный суд являлся высшим органом судебной власти по защите Конституции КР, основными направлениями деятельности которого были:

– признание неконституционными законов и иных нормативных правовых актов в случае их расхождения с Конституцией;

– решение споров, связанных с действием, применением и толкованием Конституции;

– дача заключения о правомерности выборов Президента Кыргызской Республики;

– дача заключения по вопросу отрешения от должности Президента Кыргызской Республики, а также отстранения судей Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов КР;

– дача согласия на привлечение судей местных судов к уголовной ответственности;

– дача заключений по вопросам об изменениях и дополнениях Конституции КР;

– отмена решений органов местного самоуправления, противоречащих Конституции КР;

– принятие решений о конституционности правоприменительной практики, затрагивающей конституционные права граждан.

Верховный суд КР являлся высшим органом судебной власти в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства, который осуществлял надзор за судебной деятельностью областных, Бишкекского городского, районных, городских и военных судов КР.

Структура Верховного суда КР состояла из Пленума, Президиума, судебных коллегий по гражданским и уголовным делам.

Областные суды в качестве судов апелляционной инстанции пересматривали не вступившие в законную силу акты судов 1-й инстанции. Районные суды рассматривали и разрешали дела по существу в качестве судов 1-й инстанции.

В Кыргызской Республике стали действовать Военный суд КР на правах областного суда и военные суды гарнизонов на правах районных судов, которые осуществляли правосудие в органах и формированиях, где законодательством КР была предусмотрена военная служба, а также рассматривали дела, отнесенные к их подсудности процессуальным законом.

Система арбитражных судов состояла из Высшего арбитражного и арбитражных судов областей, которые разрешали экономические споры, осуществляя защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций в сфере экономической деятельности независимо от их формы собственности.

Высший арбитражный суд КР являлся высшим органом судебной власти в сфере арбитражного судопроизводства, осуществлявшим кассационный пересмотр решений и постановлений, вступивших в законную силу, принятых арбитражными судами областей и города Бишкека в 1-й и апелляционной инстанциях. Президиум Высшего арбитражного суда осуществлял пересмотр судебных актов, вступивших в законную силу, по представлению Председателя Высшего арбитражного суда либо его заместителя.

Со времени обретения независимости судебная система претерпела существенные изменения.

Конституционный принцип разделения властей означает независимость каждой ветви власти. Для осуществления самостоятельной деятельности судов необходимо было создать принципиально новые органы судебного самоуправления.

В связи с этим в 1994 году был проведен I Учредительный съезд судей, на котором  рассмотрели вопросы повышения эффективности деятельности судов, выработали основные направления судебной реформы.

Были образованы Совет судей КР и Судебная администрация при нем. Последнему были переданы функции организационного обеспечения судов, ранее находившиеся в ведении Министерства юстиции.

Активизировалась деятельность по разработке новых кодексов: Гражданского, Трудового, Уголовного, Уголовно-процессуального, Гражданского процессуального, Арбитражного процессуального, проектов законов о статусе судов и судей, а также других нормативных правовых актов.

В 1996 году состоялся II Съезд судей республики, на котором были подведены итоги проделанной работы по судебно-правовой реформе, намечены планы на будущее.

В целях обеспечения защиты интересов судейского сообщества, повышения статуса судей, укрепления правопорядка, дисциплины и законности на съезде приняли решение об организации общественного объединения – Ассоциации судей республики,  приняли Кодекс чести судей.

Для решения задачи качественного рассмотрения дел судами и квалифицированного применения закона судьями в январе 1998 года был образован Учебный центр судей республики, в котором осуществляются переподготовка и повышение квалификации судей, работников аппаратов судов и Судебного департамента.

В 1998 году была образована Комиссия по судебной реформе при Президенте КР, основной целью которой являлось обеспечение согласованных действий органов законодательной, исполнительной и судебной власти, Совета судей и Ассоциации судей КР в проведении судебной реформы, подготовке и принятии нормативных правовых актов, регулирующих организацию и порядок деятельности судов. По результатам работы комиссии был подготовлен проект закона КР «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах общей юрисдикции», который был принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша и вступил в силу 1 мая 1999 года.

Этим законом система судов общей юрисдикции была приведена в соответствие с Конституцией КР,  изменилась подсудность дел, институт кассации был заменен институтом апелляции, закреплены основы, обеспечивающие независимость судей, состязательность судопроизводства, образована система военных судов.

Принят был также ряд других нормативных правовых актов: Закон КР «О конституционном судопроизводстве Кыргызской Республики» (1993), Гражданский кодекс КР (1996, 1998), Арбитражный (1996) и Гражданский процессуальные кодексы КР (1999), Уголовный (1997) и Уголовно-процессуальный кодексы КР (1999), а также Кодекс КР об административной ответственности (1998).

Одобрены проекты законов «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей Кыргызской Республики», «О внесении изменений и дополнений в Арбитражный  процессуальный кодекс Кыргызской Республики», «О внесении изменений в Конституционный закон «О статусе судов Кыргызской Республики».

В 1999 году состоялся III Съезд судей КР.

На нем обсуждались вопросы дальнейшего совершенствования деятельности судов по отправлению правосудия, необходимости неукоснительного соблюдения прав и законных интересов граждан, физических и юридических лиц, недопущению фактов дискриминации, ущемления прав и  свобод по мотивам происхождения, пола, расы, национальности, языка, вероисповедания, политическим и иным убеждениям или по каким-либо иным условиям и обстоятельствам личного или общественного характера.

Итогом работы Съезда судей стал Указ Президента КР «О мерах по дальнейшему развитию системы правосудия Кыргызской Республики» от 2 июня 1999 года №134, в целях реализации которого постановлением правительства от 25 августа  2000 года №527 была утверждена Программа развития материально-технической базы судебной системы КР на 2000–2005 годы.

22 мая 2001 года был проведен IV Съезд судей КР, основные усилия которого были направлены на консолидацию всех судов республики и выработку единой политики по дальнейшему реформированию и совершенствованию судебной системы.

По результатам съезда участники приняли резолюцию, в которой были определены основные направления деятельности трех ветвей государственной власти:

– совершенствование судоустройства;

– дальнейшее укрепление независимости и самостоятельности судов;

– совершенствование процессуального законодательства;

– изменение существующей подсудности дел и расширение полномочий судов апелляционной инстанции;

– совершенствование судебного надзора;

– совершенствование подготовки юридических кадров, укрепление судебной системы высококвалифицированными кадрами судей и работников аппаратов судов;

– обеспечение судов необходимыми финансовыми средствами и материально-техническими ресурсами;

– повышение требовательности к судьям в вопросах  выполнения ими своего профессионального долга и соблюдения Кодекса чести судей КР;

– внедрение эффективного механизма дисциплинарной ответственности судей;

– обеспечение реализации принципов публичности и гласности правосудия.

В 2001 году в целях выполнения задач, вытекающих из резолюции съезда, Пленум Верховного суда КР постановил принять за основу деятельности Верховного суда КР положения Резолюции IV Съезда судей КР. Этим же постановлением для разработки законов о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство были созданы рабочие группы из числа судей Верховного и местных судов, которым было поручено подготовить соответствующие проект ы законов и других нормативных правовых актов.

18 февраля 2003 года был принят Закон КР «О новой редакции Конституции Кыргызской Республики», который определил новое направление развития судебной системы КР. Арбитражные суды были интегрированы в систему судов общей юрисдикции, изменился порядок назначения судей местных судов, которые стали назначаться Президентом КР с согласия Жогорку Кенеша КР.

В 2003 году в целях дальнейшего реформирования судебной системы страны Законодательным собранием Жогорку Кенеша КР был принят Закон КР «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах», в соответствии с которым состав Верховного суда КР состоял из Председателя, четырех его заместителей и 30 судей Верховного суда КР.

В Верховном суде КР действовали следующие структуры:

– Пленум;

– Президиум;

– судебная коллегия по уголовным и административным делам;

– судебная коллегия по гражданским делам;

– судебная коллегия по экономическим делам.

Президиум Верховного суда КР осуществлял:

– пересмотр в порядке надзора судебных актов судебных коллегий областных и приравненных к ним судов по делам, рассмотренным в качестве суда первой инстанции, в том числе по этим же делам, пересмотренным президиумами этих судов по жалобам и представлениям участников процесса;

– пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им судебных актов.

Систему местных судов КР составили:

– областные и приравненные к ним суды (Военный суд КР и Бишкекский городской суд);

–  районные и приравненные к ним суды (районные суды в городе, городские суды, военные суды гарнизонов, межрайонные суды по экономическим делам).

Областной суд состоял из председателя, его заместителей, судей и действовал в составе:

– президиума;

– судебной коллегии по уголовным и административным делам;

– судебной коллегии по гражданским делам;

– судебной коллегии по экономическим делам.

Президиум областного суда, действуя в качестве суда 2-й инстанции, осуществлял:

– пересмотр вступивших в законную силу судебных актов районных и приравненных к ним судов по жалобам и представлениям участников процесса;

– пересмотр не вступивших в законную силу судебных актов судебных коллегий областного суда, принятых в качестве суда 1-й инстанции, по жалобам и представлениям участников процесса.

Судебные коллегии областного суда в качестве суда 1-й инстанции рассматривали следующие категории дел:

– судебная коллегия по уголовным и административным делам — уголовные дела о преступлениях, за которые может быть назначена смертная казнь;

– судебная коллегия по гражданским делам – гражданские дела при цене иска свыше пятидесяти тысяч минимальных заработных плат, установленных на момент подачи искового заявления, а также дела о признании недействительными (полностью или частично) актов органов государственной власти, местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы граждан, за исключением актов налоговой, таможенной служб и органов Социального фонда КР;

– судебная коллегия по экономическим делам – имущественные споры между юридическими лицами и/или гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, при цене иска свыше пятидесяти тысяч минимальных заработных плат, установленных на момент подачи искового заявления, а также дела о признании недействительными (полностью или частично) актов органов государственной власти, местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за исключением актов налоговой, таможенной служб и органов Социального фонда КР.

В качестве суда 2-й инстанции судебные коллегии областного суда осуществляли пересмотр не вступивших в законную силу судебных актов районных и приравненных к ним судов.

Районный суд, являясь судом 1-й инстанции:

– рассматривал гражданские, уголовные, административные, экономические и иные дела и материалы, за исключением дел, подсудных областным судам. Межрайонный суд по экономическим делам, если иное не было предусмотрено законами, рассматривал экономические споры, сторонами в которых являлись юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, при цене иска от тысячи пятисот до пятидесяти тысяч минимальных месячных заработных плат, установленных на момент подачи заявления, а также дела о банкротстве (несостоятельности);

– пересматривал по вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в законную силу судебные акты, принятые данным судом;

– обращал к исполнению вступившие в законную силу судебные акты, осуществлял контроль за их исполнением.

В связи с проводимой реформой по интеграции арбитражных судов в 2004 году Гражданский процессуальный кодекс был дополнен новым разделом, посвященным особенностям рассмотрения экономических споров.

Одним из основных событий 2006 года явилось принятие Закона КР «О новой редакции Конституции Кыргызской Республики», который коренным образом изменил порядок назначения судей местных судов. Если в соответствии с ранее действующим законодательством судьи местных судов назначались Президентом Кыргызской Республики с согласия законодательной ветви власти, то, согласно нормам новой редакции Конституции, они стали назначаться Президентом КР по представлению Национального совета по делам правосудия КР.

В последующие годы в целях совершенствования правовых механизмов в Закон КР «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах» были внесены изменения и дополнения, которые определили базовые параметры вопроса судоустройства в Кыргызстане.

Из подсудности областных и приравненных к ним судов было исключено рассмотрение дел по 1-й инстанции.

В соответствии с указанным законом районному суду стали подведомственны все без исключения дела, за исключением дел, отнесенных к подсудности военных судов гарнизонов и  межрайонных судов.

Из структуры Верховного суда КР и областных судов была упразднена такая судебная инстанция, как Президиум.

Судебные коллегии областных судов в качестве суда апелляционной инстанции стали осуществлять пересмотр не вступивших в законную силу судебных актов местных судов, а в качестве суда кассационной инстанции – пересмотр вступивших в законную силу судебных актов указанных судов.

В 2006 году в период проведения конституционной реформы состоялся V Съезд судей КР.

На нем с речью выступили Президент Кыргызской Республики Бакиев Курманбек Салиевич, а также приглашенные лица с докладами о состоянии судебной системы республики. Главой государства был высказан ряд предложений по дальнейшему реформированию и совершенствованию деятельности судов.

Так, особое внимание в обращении Президента Кыргызской Республики к судьям Кыргызстана было уделено проблемам, имеющим место в судебной системе республики, которые негативно сказываются на доверии населения к этой ветви власти и на ее имидже в целом. В частности, было отмечено, что затянувшаяся судебная реформа, которая длится на протяжении всех 15 лет независимости нашего государства, привела к ограниченному доступу населения к судебным  заседаниям, ненадлежащим условиям для участия граждан в отправлении правосудия,  слабой законодательной базе, регулирующей процессуальное производство, подбор судейских  кадров и порядок их назначения и избрания, слабому материально-техническому и организационному обеспечению, а также к неполноценному функционированию институтов судейского самоуправления. Все перечисленные факты, по оценке главы государства, составили ряд основных проблем системы правосудия.

В целях создания справедливой, независимой и эффективной судебной системы Президент страны высказал ряд предложений по ее реформированию.

Первое – заложить в основу судебной реформы в Кыргызстане следующие идеи: суд должен  быть доступным; его деятельность должна быть прозрачна для гражданского общества; представителям народа необходимо создать условия для участия в отправлении правосудия; следует привлекать «свежие кадры», разделяющие современные правовые ценности; самостоятельно формировать свой бюджет и распоряжаться им; признать и развивать восстановительный подход к нарушенным общественным отношениям в противовес карательным.

Второе – в ходе конституционной реформы заложить новые основы деятельности судебной системы, направленные на повышение независимости судей и в то же время их ответственности.

Третье – перейти к назначению (избранию) судей КР до достижения предельного возраста с условием сохранения полномочий до тех пор, пока их поведение будет являться безупречным.

Четвертое – сохранить статус неприкосновенности судей.

Пятое – подойти по-новому к отбору судейских кадров.

Шестое – в ближайшее время реализовать конституционное право граждан на участие в отправлении правосудия, то есть рассмотреть вопрос о введении суда присяжных заседателей.

Седьмое – для обеспечения защиты прав граждан на досудебном этапе необходимо ускорить рассмотрение вопроса передачи прокуратурой судам полномочий по санкционированию следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан: заключение под стражу, производство осмотра, обыска и выемки в жилище, прослушивание телефонных и иных переговоров, осмотр и арест корреспонденции. Президент Кыргызской Республики предложил рассмотреть вопрос исключения из уголовного законодательства  положений о возможности применения смертной казни и замены ее пожизненным либо длительным фиксированным заключением.

Восьмое – повысить прозрачность и открытость судопроизводства посредством  компьютеризации судопроизводства, перевода всех судебных актов в электронный формат и  обеспечения свободного доступа к ним граждан, обеспечения с помощью технических средств дословной записи всего хода судебного заседания.

Девятое – разработать типовые проекты зданий правосудия и начать их строительство, чтобы обеспечить достойные условия работы судей, присяжных заседателей, судебных исполнителей, секретарей и приставов, прокуроров, адвокатов, представителей сторон, изоляцию ожидающих допроса свидетелей, а также присутствие в залах общественности.

Десятое – обеспечить каждому гражданину Кыргызской Республики доступ к  квалифицированной юридической помощи,  а нуждающимся – бесплатную юридическую помощь.

Одиннадцатое – не допускать вмешательства в деятельность судов и судей, присвоения их функций другими государственными органами и должностными лицами.

Участники съезда, единогласно поддержав предложения Президента по реформированию судебной системы, приняли резолюцию, в которой обозначили свое одобрение проводимой в стране  конституционной реформы, и выдвинули свои предложения для учета в ходе ее  реализации.

Кроме того, была принята новая редакция Кодекса чести судьи, регламентирующая нормы этических принципов поведения судьи в служебное и внеслужебное время и направленная на повышение требований, предъявляемых к судьям, и их ответственности за нарушение законодательства и ненадлежащее исполнение обязанностей судей.

Существенными достижениями судебной системы стали проводимые в республике конституционные реформы 2007 года.

С принятием Закона КР «О новой редакции Конституции Кыргызской Республики» от 21 октября 2007 года в Конституции были закреплены новые подходы к избранию и назначению судей, включая норму об избрании до предельного возраста и требования безупречного поведения, а также самостоятельного формирования бюджета судебной системы, определен правовой статус Совета судей и Национального совета по делам правосудия, конституционно закреплено право граждан на участие в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей, санкционирование следственных действий по избранию меры пресечения в виде заключения под стражу от органов прокуратуры передано судам. В связи с этим значительно увеличилась численность судейского корпуса, в рамках гуманизации уголовного законодательства смертная казнь была заменена  пожизненным лишением свободы.

В 2008 году в целях создания необходимых условий для эффективной деятельности судебных и правоохранительных органов в обеспечении действенной защиты прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц распоряжением Президента КР была образована рабочая группа для разработки проекта Концепции реформирования судебных и правоохранительных органов КР.

В том же году для совершенствования деятельности судебной системы по отправлению правосудия по инициативе руководства и судей Верховного суда КР был возрожден институт наставничества. Утвержденные за каждым регионом судьи Верховного суда КР периодически посещают местные суды для оказания им методической и практической помощи.

25 апреля 2008 года состоялся VI Съезд судей с участием Президента Кыргызской Республики К. Бакиева, на котором были обсуждены результаты проводимой реформы судебных органов и  дальнейшие ее перспективы.

В работе съезда также приняли участие торага Жогорку Кенеша КР, председатели Конституционного и Верховного судов КР, весь судейский корпус республики, а также депутаты Жогорку Кенеша,  члены правительства, руководители центральных и местных органов власти, представители дипломатического корпуса, международных организаций и общественных объединений.

В своем выступлении глава государства подчеркнул важность проводимого мероприятия, а также отметил необходимость продолжения судебной реформы, скорейшего формирования органов судейского самоуправления, повышения доступа и открытости правосудия, усиления ответственности и повышения квалификации судей и работников аппаратов местных судов, внедрения обучения претендентов на должности судей, обеспечения охраны зданий судов, безопасности проведения судебных процессов, самих судей и работников аппаратов судов, улучшения материально-технического обеспечения деятельности судов, включая компьютеризацию и информатизацию деятельности судов, необходимость принятия мер по обеспечению доступа граждан и широкой общественности к судебным решениям.

Касаясь вопроса законодательной базы реформирования судебной системы, Президент отметил, что в Жогорку Кенеш направлен пакет законопроектов, регулирующих отношения, связанные со статусом судей, участием граждан страны в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей, совершенствующие законодательство о Верховном и местных судах, а также об изменении порядка взыскания государственной пошлины при обращении в суды.

В завершение своего выступления глава государства особо подчеркнул ключевой момент судебной реформы. «Все вместе взятые институциональные преобразования, то есть принятие целого пакета нормативных правовых актов, решение материально-технического, финансового обеспечения судебной системы, образование органов судейского самоуправления и другие нововведения, не смогут решить вопроса достижения высокого доверия простых граждан к судьям, превращения судебной власти в справедливую и ответственную власть, и все наши усилия могут оказаться напрасными. Чтобы этого не произошло, необходимо начать с самого главного – осознания судьями высокого доверия, оказанного им государством. Если правовое сознание, правовая культура, культура поведения судей останутся на прежнем уровне, то судебная реформа не достигнет своей цели. Только изменив собственное сознание, можно изменить существующее положение вещей, следовательно, изменить культуру поведения судей и всех участников судебного процесса, способствовать бережному, ответственному отношению к своей работе. Только тогда мы сможем говорить о состоявшейся судебной реформе, справедливом беспристрастном суде, где каждый сможет защитить свои права», – отметил Президент.

Участники совещания одобрили проводимую в стране конституционную реформу, направленную на демократизацию общества, обеспечение прав и свобод личности, верховенство права, укрепление стабильности и правопорядка. Они также поддержали задачи реформирования судебной системы, обозначенные в докладе Президента КР. Для обеспечения подлинной независимости судов и утверждения доверия к судам утвердили регламенты Съезда и Совета судей КР, сформировали состав органа судейского самоуправления, а также приняли резолюцию, согласно которой усилия судейского сообщества и соответствующих органов государственной власти должны быть направлены на:

– повышение престижа и авторитета судебной власти, обеспечение подлинной независимости судей, воспитание судебных работников в духе принципиальности, справедливости и честности;

– обеспечение профессионального роста судей, исключение фактов недобросовестного отношения к исполнению служебного долга;

– принятие законодательных актов, обеспечивающих реализацию конституционного положения о праве каждого на получение квалифицированной юридической помощи путем доступности такой помощи для широких слоев населения;

– установление штата судей и аппарата судов в соответствии с установленными научно разработанными нормативами нагрузки в каждом звене;

– неуклонное соблюдение конституционного положения о необходимости финансирования судов, обеспечение жильем для полного и независимого осуществления правосудия; дальнейшее укрепление организационно-технического оснащения судов, их компьютеризацию, внедрение информационных технологий в процесс судо- и делопроизводства;

– обеспечение реализации принципов публичности и гласности правосудия;

– обеспечение охраны судов и безопасности судей.

Участники съезда также отметили важность и своевременность недавно принятых законов КР «Об органах судейского самоуправления» и «О статусе судей Кыргызской Республики», Указов Президента республики о выводе из исполнительной ветви власти с переводом в судебную систему Судебного департамента и Учебного центра судей, определяющих основные принципы организации и деятельности органов судейского самоуправления, статус судей КР, гарантии их независимости, порядок их избрания и назначения, перевод (ротацию) и освобождение, ответственность, меры материального и социального обеспечения деятельности судей. Также были решены вопросы финансовой и материальной независимости судебных органов, обучения и повышения квалификации судей и работников судов.

В рамках проводимой реформы судебной системы 29 мая 2009 года в целях реализации норм Конституции КР и предложений, выработанных на VI Съезде судей КР, был принят Закон КР «О присяжных заседателях в судах Кыргызской Республики», определяющий правовые основы участия граждан в отправлении правосудия и организацию деятельности присяжных заседателей.

Таким образом, необходимо отметить, что благодаря проводимым в стране реформам произошли коренные изменения, поднявшие статус судьи на самый высокий уровень; достигнуты позитивные успехи, обеспечивающие укрепление независимости судебной ветви власти; последовательно решаются вопросы обеспечения судей служебными помещениями, а также улучшения финансового и материально-технического обеспечения судей и судов, повышения уровня их информатизации и квалификации.

85-летняя история развития Верховного суда и судебной системы КР показала важность и необходимость данного органа государственной власти для общества. Вместе с тем, как показывает история,  для того чтобы государственные органы отвечали реалиям своего времени, общество предъявляет к ним все новые требования. Это значит, что деятельность Верховного суда и судебной системы КР должна непрерывно совершенствоваться для соответствия тем требованиям, которые ставит перед Верховным судом грядущая история.