KG
Көрүүсү начар адамдар үчүн
Ишеним телефону 0 (312) 62-19-25 Бишкек шаары, Абдумомунов көчөсү 205
Кайрылуу жиберүү

На одного судью в Бишкеке приходится до 85 дел в месяц, - председатель Совета судей А.Сейдакматова (интервью)

24 октября 2025

Бишкек (АКИpress) – Судья Верховного суда КР, председатель Совета судей КР Аида Сейдакматова ответила на вопросы о работе и задачах судейского самоуправления, очищении судейского корпуса, финансировании и цифровизации судебной системы, проводимых реформах, а также рассказала о себе.


— Какие самые актуальные задачи Совета судей на данный момент?


— Для решения вопросов внутренней деятельности судов действует судейское самоуправление. Совет судей является выборным органом судейского самоуправления, действующим в период между съездами судей и осуществляющим защиту прав и законных интересов судей, рассмотрение вопросов о привлечении судей к дисциплинарной ответственности, контроль за формированием и исполнением бюджета судов, организацию обучения и повышения квалификации судей.


После Съезда судей Кыргызской Республики 6 марта 2025 года на первом заседании нового состава Совета судей путем открытого голосования сроком на три года меня избрали председателем Совета судей. Нами была начата работа, требовавшая от нас оперативности. Так, 8 апреля в соответствии с Государственной стратегией по противодействию коррупции в Кыргызской Республике нами был утверждён план мероприятий в этом направлении. Документ ориентирован на развитие процессов цифровизации и внедрение информационных технологий в деятельность органов судебной системы, как одной из эффективных мер противодействия коррупции на современном этапе. Данный документ включает в себя несколько направлений:


— Развитие электронной системы доступа к судебным актам в удаленном режиме;


— Внедрение обязательной аудио-, видеофиксации судебных заседаний по гражданским, экономическим и административным делам;


— Обеспечение прозрачности отбора на вакантные должности судей;


Вместе с тем ведётся работа по самоочищению судейского корпуса от некомпетентных кадров.


С момента избрания нового состава Совета судей были поставлены конкретные задачи. Нами ведется активная деятельность по их реализации, и к настоящему времени проделана большая работа, в частности пересмотрено Положение профессиональной оценки качества деятельности судей местных судов Кыргызской Республики. Ранее поправки были уже внесены в 2024 году, но стояла необходимость внесения еще ряда поправок, и 15 августа 2025 года было принято и утверждено Положение по порядку профессиональной оценки деятельности судьи в новой редакции. Сейчас в рабочих группах ведётся работа в данном направлении комиссией по профессиональной оценке качества деятельности судей местных судов.


Еще одна успешно реализованная задача, стоявшая перед нами, связана с формированием резерва кадров судей. В сентябре Жогорку Кенеш принял во втором и третьем чтениях закон «О внесении изменений в Конституционный Закон Кыргызской Республики «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах».


Изменения нацелены на решение проблемы высокой нагрузки на судей и обеспечивает более оперативное реагирование на изменения в судебной системе. В соответствии с ним определение штатной численности судей Верховного суда и местных судов будет осуществляться указом президента Кыргызской Республики на основании предложений Совета судей с согласованием председателем Верховного суда.


Ещё одна задача связана с повышением эффективности и прозрачности процедуры отбора судей местных судов, обеспечением стабильности в работе судебной системы и укрепление её кадрового потенциала.


Не так давно, 25 сентября 2025 года, Жогорку Кенеш принял закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» (в конституционные законы «О Совете по делам правосудия Кыргызской Республики» и «О статусе судей Кыргызской Республики»). Благодаря этому нормативно-правовому акту внедряется института резерва кандидатов на должность судьи местных судов, т.е. судов первой инстанции. Новый механизм позволит заранее формировать список квалифицированных специалистов, готовых в кратчайшие сроки приступить к исполнению обязанностей судьи по мере появления вакантных должностей. Сейчас мы разрабатываем Положение о порядке проведения конкурса и цифровую платформу для отбора кандидатов. После подписания законов и вступления в законную силу начнет действовать новый порядок отбора судей.


— Сколько уголовных дел было возбуждено в отношении судей в этом году? По скольким из них Совет судей дал согласие?


— Если обратиться к статистике Дисциплинарной комиссии Совета судей, то в текущем году генеральный прокурор направил 14 представлений о даче согласия на привлечение судей к уголовной ответственности, из которых по 6 случаям согласие было дано, а по 8 отказано.


Кроме того, прокурорами внесено 13 представлений о применении дисциплинарных мер в отношении судей: по 5 из них отказано, а 8 находятся на стадии рассмотрения.


Всего поступило более 380 заявлений и обращений. По результатам рассмотрения проведено 41 служебное расследование, из которых по 19 отказано, 2 удовлетворено, 3 возвращено, и 17 дел находятся на стадии рассмотрения.


За этими сухими цифрами стоит огромная кропотливая работа Совета судей, призванных обеспечивать неукоснительное соблюдение закона и принципов справедливости.


Особое значение придаётся профилактическому направлению деятельности Комиссии. Решения Совета судей направляются в суды для анализа и обсуждения с целью исключения повторения допущенных нарушений и устранения недостатков, возникающих по различным причинам — от организационных до этических.


Такая практика имеет не только дисциплинарный, но и воспитательный характер. Она позволяет своевременно выявлять системные проблемы, повышать уровень правовой культуры и укреплять корпоративную ответственность судейского сообщества.


Безусловно, это одна из самых сложных сторон нашей профессии. Судья, рассматривающий материалы в отношении своих коллег, должен быть особенно беспристрастным, потому что здесь проверяется не только знание закона, но и личная выдержка, внутренняя честность и верность присяге.


Мы — судьи, и потому никто из нас не стоит выше закона. Закон суров, но он закон. И если мы требуем соблюдения его от граждан, мы тем более обязаны соблюдать его сами.


Рассмотрение дисциплинарных и уголовных материалов в отношении судей — это не наказание ради наказания, а необходимая мера самоочищения. В судебной системе, как и в любой другой сфере, могут оказаться случайные, некомпетентные или недобросовестные люди. Задача Совета судей — не закрывать на это глаза, а действовать принципиально, взвешенно и справедливо.


Самоочищение судебной системы — процесс сложный, болезненный, но абсолютно необходимый для сохранения доверия общества к суду. Ведь сила судебной власти не в количестве решений, а в уважении граждан к закону и тем, кто этот закон представляет.


— Как осуществляется финансирование судебной системы? На что не хватает денег?


— Финансирование судебной системы осуществляется на основании утверждённого бюджета, который, как и общий бюджет республики.


Процесс начинается с формирования бюджетного предложения судебным департаментом. Подготовленный проект бюджета рассматривается и утверждается Советом судей, после чего проходит согласование с Министерством финансов и другими уполномоченными органами. Далее проект включается в общий республиканский бюджет и утверждается парламентом.


Бюджет судебной системы формируется судебной ветвью власти самостоятельно и включается в республиканский бюджет. Бюджет системы состоит из отдельных составленных бюджетов Конституционного, Верховного и местных судов, который исполняется аппаратами высших судов и Судебным департаментом соответственно.  Судебный департамент формирует бюджет с учётом мнения и нужд каждого суда.


Как и в любой деятельности, есть и успехи, и свои сложности. Глава государства уделяет большое внимание развитию судебной системы, и постепенно решаются все наболевшие проблемы. Сейчас строятся административные здания, ведется работа по дебюрократизации в деятельности судебной системы и многое другое. Всё же одной из острых проблем остается кадровый потенциал. На низкую заработную плату в наши дни сложно найти квалифицированных специалистов, аппарат суда – это, по сути, движущая сила всей судебной системы. От его работы зависит слаженная работа судьи при рассмотрении дела – это своевременное извещение сторон, составление протоколов судебных заседаний, своевременное вручение судебных актов и многое другое. Однако разрешение вопроса о повышении заработной платы работникам аппарата тоже не за горами.


— Как в целом проходит цифровизация судебной системы?


— Цифровизация – это требование времени. В судебной системе ведётся активная работа по цифровизации и развитию современных цифровых систем и платформ, учитывая специфику деятельности судов.


В настоящее время подготовлено техническое задание на создание информационной и цифровой платформы для формирования резерва судей. После введения в действие соответствующего закона платформа позволит проводить конкурсы и отбор кандидатов в судьи с использованием цифровых технологий, что значительно снизит влияние человеческого фактора и повысит прозрачность процедур.


Кроме того, в Совете судей также ведётся работа над созданием внутренних цифровых систем. Специалисты приступили к разработке программного обеспечения, которое обеспечит внутренний электронный документооборот.


Несмотря на то, что продукты разные и задачи у них отличаются, они идут к общей основной цели проводимых мероприятий — повышение эффективности, открытости и объективности работы судебной системы за счёт внедрения современных цифровых инструментов.


В настоящий момент цифровизация идёт активно, но поэтапно и с сочетанием централизованных платформ и региональных пилотов. В основе — Автоматизированная информационная система «Суд» (АИС), единый портал «Цифровое правосудие» и новые модули (в т.ч. проекты, позиционируемые как «Суд 3.0»). Эти системы расширяют возможности: электронный реестр судебных актов, отслеживание движения дела, электронные уведомления, сервисы для подачи обращений и расчёта госпошлин. Одновременно внедряются электронные аукционы по реализации арестованного имущества и сервисы исполнения. Это заметно повышает прозрачность и скорость ряда процедур, но остаются проблемы с покрытием (не во всех судах одинаковое оснащение) и необходимостью обучения персонала.


— Расскажите о недавних нововведениях в законодательстве, которые поменяли судебное производство, например, онлайн-оповещение?


— В июле текущего года был принят закон, предусматривающий поправки, касающиеся онлайн-оповещения участников судебного разбирательства. Кроме того, в конце сентября были внесены изменения в Административно-процессуальный, Уголовно-процессуальный и Гражданско-процессуальный кодексы Кыргызской Республики в части проведения судебных заседаний в онлайн-формате.


Введение данных норм направлено на повышение эффективности судебного процесса. Использование цифровых технологий позволит значительно сократить временные и финансовые затраты граждан, обеспечит оперативное извещение участников процесса, а также создаст условия для участия в судебных заседаниях дистанционно — без необходимости личного присутствия в зале суда.


Цифровые судебные уведомления — внедряются как элемент ускорения процессов и снижения споров о надлежащем уведомлении сторон; по сообщениям, цифровые уведомления уже используются в пилотном режиме и позиционируются как способ соблюдения процессуальных сроков.


Видеоконференц-допросы и выступления через видеоконференцсвязь — практика даёт возможность обвиняемым/свидетелям давать показания удалённо, что особенно важно при логистических трудностях и для защиты прав участников.


Уточнение порядка изложения резолютивной части решений и обязательства по разъяснениям — в рамках реализации госпрограммы вносятся изменения в практику разъяснения решений после их оглашения, чтобы улучшить понятность судебных актов для участников.


Эти изменения перестраивают процессуальные механизмы: часть процедур теперь возможна удалённо/электронно, что экономит время, но требует технологической стабильности и защиты данных.


— Какие реформы в судебной системе сейчас происходят?


— Главные направления, заданные ГЦП «Развитие системы правосудия на 2023–2026 гг.»: повышение качества правосудия, открытости и эффективности, развитие инфраструктуры (включая цифровую), совершенствование кадровой политики и нормативов нагрузки, улучшение доступа к правосудию. На практике это выражается в следующем: обновление нормативов нагрузки судей, распределение дел через АИС с учётом сложности, пилоты по цифровизации (порталы, QR-обратная связь, электронные аукционы), а также проектная поддержка со стороны госструктур и международных партнёров.


— Какова сейчас средняя нагрузка на судью и как это влияет на качество его работы?


— В последние годы наблюдается значительный рост судейской нагрузки. Это связано как с увеличением числа граждан, обращающихся в суд, так и с общим ростом количества совершаемых преступлений и подаваемых исков. Кроме того, появляются новые категории дел и новые виды преступлений, что также увеличивает объем работы судей.


Согласно проведённому анализу за 2024 год, в городе Бишкек, а также в целом по республике, отмечается существенное увеличение числа рассматриваемых дел. В среднем на одного судью в Бишкеке приходится от более чем 50 до 85 дел в месяц, что является очень высокой нагрузкой и значительно превышает показатели прошлых лет. Нагрузка существенно выросла за последние годы. Количество дел в судах первой инстанции значительно увеличилось (по регионам и судам — рост в десятки процентов), и в отдельных судах нагрузка на одного судью достигает десятков или даже почти сотни материалов в месяц — существенно выше «штатной нормы» (в приказах старого образца норма была около 20 дел в месяц для судьи). В Ленинском райсуде Бишкека, например, приводятся оценки 53–85 дел в месяц на судью в разные годы; по данным Верховного суда и региональных отчётов, общий приток дел возрастал в 2023–2024 годы в разы. Такая нагрузка давит на качество: меньше времени на подготовку мотивированных решений, меньше возможностей для глубокой юридической проработки, выше риск процессуальных ошибок и задержек. Это и одна из причин, по которой в госпрограмме предусмотрены меры по перераспределению, новым нормативам и автоматизации.


Такая ситуация неизбежно отражается на качестве рассмотрения дел. В связи с этим рассматриваются меры по оптимизации судебной системы. В настоящее время проводится анализ, по итогам которого будет внесено предложение об увеличении штатной численности судей и, при необходимости, об объединении отдельных судов для более эффективного распределения нагрузки.


Накануне президент Садыр Жапаров подписал Конституционный закон «О внесении изменений в Конституционный закон Кыргызской Республики «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах»».


Закон был принят Жогорку Кенешем 18 сентября 2025 года.


Цель принятого закона — обеспечить оперативное решение вопросов, связанных с изменением штатной численности судей Верховного суда и местных судов, а также с равномерным распределением нагрузки на судей.


— Есть ли какие-нибудь актуальные результаты опроса населения о работе судебной системы? Что говорят граждане?


— В целях повышения открытости и прозрачности судебной системы, а также для укрепления доверия граждан к правосудию в феврале текущего года во всех судах, то есть в 72 судах по всей республике, были установлены информационные стенды с QR-кодами для обратной связи. Эта инициатива, предложенная председателем Верховного суда Кыргызской Республики Медербеком Сатыевым, уже доказала свою эффективность в деле налаживания прямого взаимодействия между судами и обществом.


Посредством QR-кода гражданам предоставлена возможность оставить анонимный отзыв о работе суда — в частности, о качестве рассмотрения дел, профессионализме судей, уровне обслуживания со стороны работников аппарата суда, а также об условиях нахождения в здании суда.


Данный механизм позволяет объективно оценить деятельность судебных органов, своевременно выявлять проблемные вопросы и принимать меры по их устранению. Мы, как представители судебной власти, рассматриваем такие инициативы как важный шаг на пути к повышению прозрачности, ответственности и доверия общества к судебной системе Кыргызской Республики.


Опросник охватывает широкий спектр вопросов: условия для граждан в судах, понятность судебного акта и заседания и даже отношение судей и работников аппарата суда. Граждане также оставляют и свои пожелания, предложения и мнение о судьях, рассмотревших дело.


— Получаете ли вы помощь международных доноров? О каких проектах и какой сумме идет речь?


— В рамках сотрудничества с международными и национальными партнёрами недавно был реализован проект, направленный на повышение компетенций членов Совета судей в сфере бюджетирования и бюджетной политики, поскольку Совет судей утверждает бюджет судебной системы, и особое внимание уделялось вопросам планирования, составления, а также эффективного распределения бюджетных средств.


В рамках проекта проведено обучение с участием национального эксперта, а также отдельная онлайн-сессия с привлечением международных специалистов по вопросам формирования бюджета. Такое взаимодействие позволило обменяться опытом, повысить уровень финансовой грамотности сотрудников и укрепить потенциал в области бюджетного планирования.


На данный момент других совместных проектов с донорами не реализуется, однако рассматривается возможность дальнейшего расширения сотрудничества в данном направлении.


— Что вам нравится и не нравится в частных судебных исполнителях?


— Введение института частных судебных исполнителей, безусловно, станет важным этапом в развитии отечественной системы исполнения судебных актов. Этот шаг позволит разгрузить государственную службу судебных исполнителей, повысив оперативность и эффективность исполнительных производств.


Как известно, в республике работают 380 государственных судебных исполнителей. Однако нагрузка на них остаётся высокой. К примеру, после расширения административных границ Ленинского района города Бишкек работать стало значительно сложнее: на более чем 300 тысяч жителей приходится всего 15 судебных исполнителей. Очевидно, что существующие ресурсы не в полной мере позволяют обеспечивать своевременное исполнение судебных решений.


Частные судебные исполнители смогут восполнить этот пробел. Они будут работать на основании лицензии, что повысит их ответственность и профессиональную мотивацию. Согласно установленным требованиям, кандидат должен быть гражданином Кыргызской Республики, достигшим 25 лет, иметь высшее юридическое образование и не менее пяти лет стажа работы по специальности.


Все предпринимаемые шаги направлены на достижение единой цели — обеспечение неукоснительного исполнения судебных актов. Ведь вступившие в законную силу решения судов обязательны для всех и подлежат исполнению на всей территории Кыргызской Республики.


С 1 июля 2025 года в соответствии с указом президента Садыра Жапарова, функции судебных исполнителей временно передаются от Судебного департамента при Верховном суде к Генеральной прокуратуре.


Речь идёт о принудительном исполнении судебных решений и иных исполнительных документов. Новый порядок будет действовать в тестовом режиме до 1 июля 2026 года. До 1 апреля 2026 года планируется проведение всестороннего мониторинга, по итогам которого будут приняты решения о дальнейшем развитии системы.


— Расскажите немного о себе и как вы чувствуете себя на общественной работе?


— Я пришла в судебную систему ещё подростком — в 17 лет устроилась курьером в Бишкекский, тогда еще Фрунзенский городской суд. С тех пор прошла все ступени: секретарь, консультант, заведующая канцелярией суда, затем судья разных инстанций. Сегодня, обладая опытом более трёх десятилетий, я делюсь знаниями и применяю их для пользы судебной системы.


Общественная работа для меня — это не формальность, а способ быть ближе к гражданам, понимать их ожидания и потребности, возможность слышать живую обратную связь, а также укреплять доверие к судебной системе.


Лично я воспринимаю это как важное продолжение своей профессиональной деятельности: судья не только применяет закон, но и участвует в повышении правовой культуры граждан. Это непросто, требует времени и сил, но именно в такой работе я чувствую реальную ценность своей деятельности — видеть, что право и справедливость становятся ближе и понятнее для населения.


kg.akipress.org/news:2351212/?f=cp


Видео-блок

Медербек Сатыев илимий-консультациялык кеңештин жаңы мүчөлөрү менен жолугушту
"Жети өлчөп бир кескиле!". М.Сатыев Ош областына иш сапары менен барды
Өзгөн райондук сотунун жаңы имаратынын пайдубалына капсула салынды
"Соттор эл аралык стандарттагы шартта иштеши керек!". М.Сатыев Жалал-Абад облусуна барды

Кыргыз Республикасынын Жогорку Сотунун Бюллетени

Календарь

Идет загрузка...