RU

Регламент

01 декабря 2017

 


                Принят


постановлением  Пленума Верховного суда


Кыргызской Республики


от 11 января  2019 года №1


 


РЕГЛАМЕНТ

Верховного суда Кыргызской Республики


 


Глава 1. Общие положения


1.1. Настоящий Регламент разработан в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах».


Регламент регулирует вопросы внутренней деятельности Верховного суда Кыргызской Республики и является обязательным для судей и аппарата Верховного суда Кыргызской Республики (далее — Верховный суд).


1.2. Делопроизводство в Верховном суде и местных судах осуществляется в соответствии с Инструкцией, утверждаемой председателем Верховного суда.


1.3. Учет законов и иных нормативных правовых актов, информационно-справочная работа в Верховном суде и местных судах ведется на основании Правил, утверждаемых председателем Верховного суда.


1.4. Статистическая отчетность в Верховном суде и местных судах ведется по формам, утверждаемым председателем Верховного суда.


Статистические сведения основываются на первичном учете, который заключается в ведении учетно-статистической карточки (на бумажных носителях и/или в электронной форме) на каждое судебное дело, заявление и жалобу, и представляются в Верховный суд в установленные председателем Верховного суда сроки.


Ответственность за достоверное и своевременное представление статистической отчетности несут председатель местного суда и председатели судебных коллегий Верховного суда, обработку и обобщение — руководитель аппарата Верховного суда.


1.5. Вопросы организации и деятельности Верховного суда, отнесенные к компетенции Пленума Верховного суда, разрешаются в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики, Законом Кыргызской Республики «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах» и настоящим Регламентом.


1.6. Судебные дела в кассационном порядке рассматриваются судебными составами судебных коллегий Верховного суда в порядке, предусмотренном Конституцией Кыргызской Республики, Законом Кыргызской Республики «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах», процессуальными законами и настоящим Регламентом.


Глава 2. Порядок избрания председателя, заместителей   председателя Верховного суда Кыргызской Республики


2.1. Председатель, заместители председателя Верховного суда избираются собранием судей Верховного суда (далее — собрание судей) из числа судей Верховного суда сроком на 3 года.


Одно и то же лицо не может быть избрано председателем, заместителем председателя Верховного суда два срока подряд.


2.2. Первое собрание судей проводится после избрания не менее двух третей всего состава судей Верховного суда Жогорку Кенешем Кыргызской Республики, не позднее десяти дней после принесения присяги судьями Верховного суда.


2.3. Собрание судей по избранию председателя, заместителей председателя Верховного суда считается правомочным при наличии в нем не менее двух третей от общего числа судей Верховного суда.


2.4. Председательство на собрании судей по избранию председателя, заместителей председателя Верховного суда возлагается на председателя Верховного суда.


При отсутствии председателя Верховного суда, при наличии заместителей председателя Верховного суда председательство на собрании судей по избранию председателя Верховного суда ведется старейшим из заместителей председателя.


При отсутствии председателя, заместителей председателей Верховного суда до избрания председателя Верховного суда председательство на собрании судей поручается старейшему по возрасту судье Верховного суда, присутствующему на собрании.


Избрание заместителей председателя Верховного суда осуществляется после избрания председателя Верховного суда. Процедура избрания заместителей председателя Верховного суда проходит по правилам избрания председателя Верховного суда.


2.5. Срок полномочий председателя, заместителей председателя Верховного суда начинается со дня их избрания и прекращается в день избрания нового председателя, заместителей председателя.


Избрание новых председателя, заместителей председателя Верховного суда проводится в последний месяц срока полномочий действующего председателя, заместителей председателя. В случае если выборы нового председателя, заместителей председателя Верховного суда не были проведены в сроки, установленные настоящим пунктом, действующий председатель, заместители председателя Верховного суда продолжают осуществлять свои полномочия до избрания нового председателя, заместителей председателя Верховного суда.


В случае досрочного прекращения полномочий председателя, заместителей председателя Верховного суда замещение вакантного места осуществляется согласно порядку избрания.


2.6. Председатель, заместители председателя Верховного суда избираются открытым голосованием.


2.7. Председательствующий выносит на открытое обсуждение вопрос по определению кандидатов на соответствующую должность. Кандидаты на избрание выдвигаются судьями, а также в порядке самовыдвижения.


2.8. Все выдвинутые кандидаты (за исключением лиц, взявших самоотвод) включаются председательствующим в список для избрания на соответствующую должность.


2.9. Каждый кандидат вправе заявить самоотвод.


2.10. Открытое голосование на собрании осуществляется путем поднятия руки.


Перед началом открытого голосования председательствующий сообщает о количестве предложений, которые ставятся на голосование, уточняет их формулировки и последовательность, в которой они ставятся на голосование, напоминает, каким количеством голосов принимается решение.


После объявления председательствующим о начале голосования никто не вправе прервать голосование.


По окончании подсчета голосов председательствующий объявляет результат голосования: принято или не принято решение.


Результаты открытого голосования заносятся в протокол.


2.11. Избранным на соответствующую должность считается судья, за которого подано большинство голосов от числа принявших участие на собрании судей.


2.12. В случае если ни один из кандидатов в первом туре не набрал требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов.


Если за кандидатом, получившим наибольшее число голосов, следуют двое и более судей, получивших одинаковое число голосов, то все они ставятся на голосование вместе с кандидатом, получившим наибольшее число голосов.


2.13. Второй тур голосования проводится в том же порядке, что и первый. Если во втором туре кандидат не набрал более половины голосов от числа принявших участие на собрании судей, проводятся новые выборы с выдвижением новых кандидатур.


2.14. Избрание председателя, заместителей председателя Верховного суда оформляется решением собрания судей.


2.15. Организационное обеспечение собрания судей Верховного суда по избранию председателя, заместителей председателя Верховного суда возлагается на аппарат Верховного суда.


2.16. Избрание председателей, заместителей председателя местных судов осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей Главой.


 


 


 


Глава 3. Порядок формирования судебных коллегий и судебных составов


3.1. В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах» в Верховном суде создаются следующие судебные коллегии:


— судебная коллегия по уголовным делам и делам об административных правонарушениях;


— судебная коллегия по гражданским делам;


— судебная коллегия по административным и экономическим делам.


3.2. Судебные коллегии возглавляют председатели коллегий — заместители председателя Верховного суда.


3.3. Персональный состав судебных коллегий избирается Пленумом Верховного суда из числа судей Верховного суда.


Кандидатуры для избрания в соответствующий состав судебных коллегий вносятся на рассмотрение Пленума Верховного суда председателем Верховного суда.


3.4. Председатель Верховного суда либо по его поручению заместители председателя Верховного суда формируют судебные составы судебных коллегий из числа судей, входящих в эту судебную коллегию и назначают их председателей.


Председатель Верховного суда либо по его поручению заместители председателя Верховного суда обеспечивают функционирование автоматизированной системы по распределению дел и судебных материалов между судьями.


В случае технической неисправности автоматизированной системы председатель Верховного суда либо по его поручению председатели судебных коллегий распределяют дела и судебные материалы.


3.5. Каждый судебный состав состоит из трех судей Верховного суда.


Судебный состав возглавляет председательствующий, который организует работу судебного состава. Судья, которому передано дело, является докладчиком.


По отдельным категориям дел по решению председателя Верховного суда могут быть созданы специализированные составы.


3.6 Замена судьи состава, рассматривающего дело, другим судьей той же судебной коллегии в случаях болезни, нахождения в служебной командировке, а также удовлетворения заявленного ему отвода, осуществляется председателем судебной коллегии.


Вопрос о формировании судебного состава из судей разных судебных коллегий Верховного суда решается председателем Верховного суда.


После замены судьи рассмотрение дела начинается с начала.


 


 


 


Глава 4. Порядок подготовки и проведения Пленума Верховного суда Кыргызской Республики


4.1. Пленум Верховного суда действует в составе председателя Верховного суда, его заместителей и судей Верховного суда.


4.2. Пленум Верховного суда в своей деятельности руководствуется Конституцией Кыргызской Республики, конституционным Законом Кыргызской Республики «О статусе судей Кыргызской Республики«, Законом Кыргызской Республики «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах», указами и распоряжениями Президента Кыргызской Республики, другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, а также настоящим Регламентом.


В полномочия Пленума Верховного суда входят:


а) рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики и дача руководящих разъяснений судам по вопросам судебной практики по применению законов и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики;


б) рассмотрение материалов по применению законов и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики местными судами;


в) избрание персонального состава судебных коллегий с учетом специализации;


г) избрание по представлению председателя Верховного суда состава Научно-консультативного совета при Верховном суде, а также утверждение положения о нем;


д) избрание секретаря Пленума Верховного суда из числа судей Верховного суда по представлению председателя Верховного суда;


е) принятие Регламента Верховного суда;


ж) заслушивание председателей судебных коллегий Верховного суда о работе судебных коллегий;


з) заслушивание сообщений председателя Верховного суда о деятельности Верховного суда;


и) утверждение научно обоснованных нормативов нагрузок на судей;


к) рассмотрение других вопросов организации и деятельности судов.


4.3. Заседания Пленума Верховного суда проводятся открыто и гласно.


На заседаниях Пленума Верховного суда вправе принимать участие председатель Конституционной палаты, Генеральный прокурор Кыргызской Республики и министр юстиции Кыргызской Республики.


Председатель Верховного суда может пригласить на заседания Пленума Верховного суда судей местных судов, членов Научно-консультативного совета при Верховном суде и других лиц.


4.4. Организационное, документационное и информационное обеспечение работы Пленума Верховного суда осуществляют:


— секретарь Пленума;


— аппарат Верховного суда.


4.5. Секретарь Пленума Верховного суда избирается из числа судей Верховного суда по представлению председателя Верховного суда, большинством голосов от числа судей, принявших участие на заседании, сроком на 3 года. При временном отсутствии секретаря Пленума Верховного суда его обязанности возлагаются председателем Верховного суда на одного из судей Верховного суда.


Секретарь Пленума Верховного суда наряду с осуществлением полномочий судьи Верховного суда:


— организует подготовку заседаний Пленума Верховного суда;


— осуществляет контроль за соблюдением регламента работы Пленума Верховного суда;


— принимает участие в разработке планов работы Пленума Верховного суда и подготовке проектов постановлений Пленума Верховного суда, вносимых на его рассмотрение;


— участвует в работе образуемых Пленумом Верховного суда редакционных комиссий для доработки проектов постановлений, с учетом высказанных и поступивших в письменном виде замечаний и предложений;


— совместно с разработчиками проектов постановлений Пленума Верховного суда осуществляет окончательную редакционную проверку принятых постановлений, подписывает и обеспечивает их передачу на подпись председателю Верховного суда;


— обеспечивает публикацию постановлений Пленума Верховного суда на официальном сайте Верховного суда в сети Интернет и в Бюллетене Верховного суда Кыргызской Республики.


4.6. Пленум Верховного суда созывается председателем Верховного суда по мере необходимости, но не реже двух раз в год. О времени созыва Пленума Верховного суда и вопросах, вносимых на его рассмотрение, члены Пленума Верховного суда и приглашенные уведомляются заблаговременно.


4.7. Подготовку сообщений о работе Пленума Верховного суда для публикации в средствах массовой информации обеспечивает секретарь Пленума Верховного суда совместно с пресс-секретарем Верховного суда.


4.8. Очередность рассмотрения вопросов определяется повесткой. При необходимости Пленум Верховного суда вправе изменить эту очередность.


4.9. В зале заседания Пленума Верховного суда размещаются Государственный флаг Кыргызской Республики и изображение Государственного герба Кыргызской Республики.


4.10. В соответствии с планом работы Верховного суда отдел по обобщению судебной практики Верховного суда истребует из местных судов дела для обобщения и не позднее, чем за 2 месяца до проведения Пленума Верховного суда готовит предварительный проект постановления на государственном и официальном языках.


4.11. Проект постановления обсуждается с участием секретаря Пленума Верховного суда в соответствующей судебной коллегии для определения мнения коллегии по принципиальным позициям. Заседание проводится председателем судебной коллегии.


Проекты постановлений по общим вопросам судебной деятельности обсуждаются во всех судебных коллегиях, однако изменения и дополнения к нему представляются судье-докладчику.


Секретарь Пленума Верховного суда дает поручение структурному подразделению аппарата Верховного суда направить проект постановления  местным судам, заинтересованным государственным органам и ведомствам, которые вправе до проведения заседания Научно-консультативного совета представить свои замечания и предложения в письменном виде.


Проект постановления Пленума Верховного суда размещается для получения отзывов на сайте Верховного суда.


Секретарь Пленума Верховного суда с согласия председателя Научно-консультативного совета или руководителя секции определяет дату заседания Научно-консультативного совета либо его соответствующей секции.


Заседание Научно-консультативного совета должно быть проведено не позднее, чем за один месяц до проведения Пленума Верховного суда.


Заседания Научно-консультативного совета проводятся под руководством председателя Научно-консультативного совета либо руководителя секции с участием секретаря Пленума Верховного суда, судьи-докладчика, секретаря и членов Научно-консультативного совета, а также приглашенных представителей государственных органов.


4.12. С учетом рекомендаций Научно-консультативного совета судья-докладчик совместно со структурным подразделением аппарата Верховного суда готовит доработанный вариант проекта постановления, который обсуждается в судебных коллегиях.


Окончательный проект постановления, завизированный председателями судебных коллегий и судьей-докладчиком, на государственном и официальном языках, как на бумажном, так и на электронном носителях, предоставляется секретарю Пленума Верховного суда.


4.13.  Секретарь Пленума Верховного суда не позднее, чем за десять дней до заседания Пленума Верховного суда передает окончательный проект постановления председателю Верховного суда.


4.14. Секретарь Пленума Верховного суда по согласованию с председателем Верховного суда составляет повестку дня заседания Пленума Верховного суда с указанием рассматриваемых вопросов, даты, времени и места проведения, не позднее, чем за десять дней до заседания Пленума Верховного суда.


4.15. Повестка и материалы к заседанию Пленума Верховного суда вручаются членам Пленума Верховного суда и приглашенным лицам не позднее, чем за три дня до заседания.


Рассылка повестки и материалов к заседанию Пленума Верховного суда, оповещение членов Пленума Верховного суда, приглашенных лиц о дате и времени заседания и обслуживание заседания осуществляется аппаратом Верховного суда.


4.16. Регистрация присутствующих лиц на заседании Пленума Верховного суда осуществляется секретарем Пленума Верховного суда.


4.17. Подготовку вопросов для рассмотрения на заседании Пленума Верховного суда осуществляют судьи Верховного суда, структурные подразделения аппарата Верховного суда под руководством председателя Верховного суда и его заместителей.


В необходимых случаях подготовку вопросов осуществляют образуемые председателем Верховного суда комиссии, решения которых оформляются в форме протоколов.


4.18. Повестка дня утверждается на заседании пленума Верховного Суда.


4.19. Обсуждение проекта постановления на заседании Пленума Верховного суда проходит в виде: доклада судьи, выступлений судей Верховного суда, местных судов, а  также других приглашенных лиц.


4.20. Заседание Пленума Верховного суда считается правомочным при наличии не менее двух третей состава судей Верховного суда.


4.21. Постановления Пленума Верховного суда принимаются большинством голосов от его общего состава путем открытого голосования.


Если член Пленума Верховного суда отсутствует на заседании по уважительной причине и, заранее ознакомившись с материалами Пленума, оставляет свое решение в письменном виде, то данное решение учитывается при голосовании за проект.


В случаях, предусмотренных подпунктами «и», «к» пункта 4.2. настоящего Регламента решение Пленума Верховного суда может быть принято на основании письменного опроса мнения членов Пленума Верховного суда.


Решения принимаются в виде постановления.


4.22. При необходимости доработки проекта постановления с учетом замечаний и предложений, высказанных на заседании Пленума Верховного суда, избирается редакционная комиссия, которая в течение 7 дней готовит согласованный текст постановления. В состав редакционной комиссии могут входить секретарь Пленума Верховного суда, судья-докладчик, судьи Верховного суда, местных судов, члены Научно-консультативного совета, представители государственных органов.


4.23. Секретарь Пленума Верховного суда подписывает постановление и передает его для подписания председателю Верховного суда.


4.24. На постановлениях Пленума Верховного суда проставляется место, дата его принятия и порядковый номер.


4.25. В ходе заседания Пленума Верховного суда ведется протокол заседания. Ведение протоколов обеспечивается аппаратом Верховного суда. С разрешения председательствующего во время заседания Пленума Верховного суда может производиться кино- и фотосъемка, видеозапись.


4.26. Протоколы заседания оформляются не позднее 7 дней после окончания заседания Пленума Верховного суда и подписываются председательствующим и секретарем заседания.


4.27. Контроль за выполнением протокольных поручений Пленума Верховного суда осуществляется секретарем Пленума Верховного суда.


4.28. Постановления Пленума Верховного суда подлежат опубликованию на государственном и официальном языках в журнале «Бюллетень Верховного суда Кыргызской Республики».


4.29. Контроль за своевременным официальным опубликованием постановлений Пленума Верховного суда и соответствием опубликованных текстов принятым постановлениям возлагается на секретаря Пленума Верховного суда.


4.30. Постановления Пленума Верховного суда вступают в силу с момента их принятия, если иное не предусмотрено в самих постановлениях.


Постановления Пленума Верховного суда обязательны для всех судов и судей Кыргызской Республики.


4.31. Решения о принятии Регламента Верховного суда, о внесении изменений и/или дополнений в Регламент Верховного суда принимаются Пленумом Верховного Суда.