Неоспорим тот факт, что в наше время частные медицинские учреждения, будь это больницы, клиники или роддома, а также частные учебные заведения, частные издательства, парикмахерские, мини-пансионаты и др. подобные объекты во многом решают проблемы общества. К таким же объектам можно отнести и частные охранные агентства, нотариусы, адвокатские конторы и т.д. Об этом сообщил доктор экономических наук, профессор, член экспертной рабочей группы по совершенствованию судебной и правоохранительной деятельности при президенте КР Ялкун Даутов.
Назрела необходимость и в создании института частных судебных исполнителей, вызванная чрезмерной нагрузкой государственных судебных исполнителей.
Поэтому Минюст КР предлагает внедрить в правовую практику в Кыргызстане институт частных судебных исполнителей, определить их правовой статус и порядок деятельности. C этой целью ведомство подготовило проект изменений в некоторые нормативные правовые акты. Документ был вынесен на общественное обсуждение.
В этой связи стоит напомнить читателям о понятии “cудебный исполнитель”. Целью Закона КР от 28.01. 2017 “О статусе судебных исполнителей и об исполнительном производстве” (в редакции Законов КР от 31.12.2024 № 209, 12.02. 2025 № 37 ) является обеспечение полного и своевременного исполнения исполнительных документов. Он определяет правовые, организационные и экономические основы исполнительного производства, условия и порядок добровольного и принудительного исполнения исполнительных документов, а также устанавливает правовой статус судебных исполнителей и их полномочия.
Уполномоченным государственным органом, обеспечивающим исполнение судебных решений и иных исполнительных документов, в КР является Судебный департамент при Верховном суде.
Задачей исполнительного производства является восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц. Оно осуществляется на принципах:
1) законности и обязательности исполнения исполнительных документов;
2) своевременности совершения исполнительных действий;
3) процессуального равенства сторон исполнительного производства;
4) независимости судебного исполнителя.
Судебный исполнитель – это должностное лицо, состоящее на госслужбе и выполняющее задачи по принудительному исполнению исполнительных документов и подчиняющееся только Конституции КР и закону. Предъявляемые им требования обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан. Судебный исполнитель не вправе ущемлять права граждан и юрлиц.
Cудебные исполнители состоят при уполномоченном госоргане, его территориальных подразделениях.
Руководителем подразделения службы судебных исполнителей является старший судебный исполнитель. Старшим судебным исполнителем может быть гражданин КР, имеющий стаж работы судебным исполнителем не менее трёх лет.
Порядок назначения на должность и освобождения от должности судебных исполнителей: cудебные исполнители назначаются на должность и освобождаются от должности Главным судебным исполнителем и главными судебными исполнителями областей в соответствии с законодательством о государственной службе и трудовым законодательством КР.
Судебный исполнитель вправе:
— в случае неясности исполнительных документов обратиться в суд или другой орган, принявшие акт, за разъяснением;
— осуществлять в организациях любых форм собственности проверки исполнения исполнительных документов и ведения финансовой документации по ним;
— с согласия должника входить в помещения, занимаемые или принадлежащие должникам;
— налагать арест на счета должников в банках и казначействах, а также на ценные бумаги в размере, указанном в исполнительном документе;
— в процессе производства исполнительных действий обращаться в необходимых случаях за помощью к судебным приставам, сотрудникам ОВД, нацбезопасности и военнослужащим КР;
— устанавливать временные ограничения на выезд должника из КР.
Судебный исполнитель обязан:
— разъяснять сторонам их права и обязанности;
— рассматривать заявления и ходатайства сторон по поводу исполнительного производства и принимать по ним постановления;
— соблюдать служебную, коммерческую, банковскую и иную тайну.
Ответственность судебного исполнителя:
— решения, действия (бездействие) судебного исполнителя могут быть обжалованы главному судебному исполнителю области, Главному судебному исполнителю или в суд;
— ущерб, причинённый судебным исполнителем, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством КР.
Текущий год является годом масштабной дебюрократизации, поскольку заседание Межведомственной комиссии по контролю реализации Указа Президента КР от 10.03. 2025г. «О дополнительных мерах по повышению эффективности и дебюрократизации системы государственной службы КР» можно считать началом реального претворения в жизнь первого пакета мер по дебюрократизации.
Глава государства поставил задачи тщательного анализа деятельности госорганов и органов МСУ, а также устранения бюрократических препонов.
Всего было выделено пять ключевых направлений работы по дебюрократизации.
Зампредседателя Кабмина КР и директор Национального института стратегических инициатив А.Баетов представил Первый пакет решений по 45 вопросам, включавший 36 проектов нормативно-правовых актов и около 10 системных поручений, составляющих основу первого пакета. Одним из нормативно-правовых актов стал аутсорсинг исполнения судебных решений.
Не так давно председатель Верховного суда М.Сатыев участвовал в коллегии Судебного департамента Верховного суда, подводившей итоги 2024 г., в котором было исполнено 56,1% от общего объёма исполнительных листов, то есть, показатели исполнительного производства увеличились лишь на 3% по сравнению с 2023 г. При этом по делам о взыскании денежных средств в пользу физических, юридических и иных лиц в 2024 г. было исполнено лишь 18% исполнительных листов от общего количества.
В 2021 г. из находившихся в производстве 380 судебных исполнителей Судебного департамента 247 917 исполнительных листов были окончены лишь 71%.
То есть, штатная численность судебных исполнителей не позволяет обеспечивать эффективное исполнение судебных решений.
В Минюсте отмечают, что нагрузка на одного судисполнителя в 2021-м составляла 652 производства в год, или 54 производства в месяц. Тогда как, согласно функциональному анализу, его ежемесячная нагрузка должна составлять не более 19 исполнительных документов в месяц.
Как отмечает, к примеру, судебный исполнитель М.Асылбеков, административно-территориальные реформы (например, присоединение айылных аймаков Орок и Новопавловка к территории Ленинского района столицы) увеличивают нагрузку судебных исполнителей.
С учётом всего вышесказанного, эксперты начали разработку законопроекта «О статусе судебных исполнителей и об исполнительном производстве», по которому частные судебные исполнители работают на территории соответствующей административно-территориальной единицы на основании свидетельства, выдаваемого уполномоченным госорганом по результатам экзамена.
Частным судебным исполнителем может быть гражданин КР не моложе 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, прошедший непрерывную стажировку у судебного исполнителя или частного судебного исполнителя не менее 6 месяцев, имеющий стаж работы в области права после получения соответствующего диплома не менее 5 лет, сдавший квалификационный экзамен, получивший свидетельство на право осуществления деятельности частного судебного исполнителя. А координация деятельности частных судебных исполнителей возлагается на Судебный департамент.
По оценке эксперта Института нормотворчества и верховенства права при Минюсте КР М.Сламкулова, внедрение института частных судебных исполнителей разгрузит государственную систему, повысив оперативность исполнительных производств. Налицо успехи Франции, Казахстана и России, внедривших институт частных судебных исполнителей. Это обеспечивает гибкий подход к каждому делу, включая оперативное взыскание задолженностей и выполнение других судебных поручений.
Важно и то, что, как отметил депутат ЖК Д.Бекешов, законопроект даёт гражданам возможность выбора между государственным и частным судебными исполнителями.
Также эксперт по верховенству права А.Касымбеков cообщил, что Казахстан, перейдя на смешанную систему исполнительного производства, получил 7-кратный рост количества исполненнных документов. Кроме того, уменьшились бюджетные расходы, а налоговые поступления в бюджет увеличились.
По словам самих судебных исполнителей, наиболее сложными категориями дел в исполнении являются выселение, снос и отобрание детей. Сложность состоит и в низкой правовой культуре отечественных граждан, в их неуважении к национальному законодательству.
Усилия всех членов общества должны направляться на общую цель – обеспечение исполнения судебных актов. В соответствии с Основным законом КР, вступившие в законную силу решения судов обязательны для всех и подлежат исполнению на всей территории республики.
https://mnenie.akipress.org/unews/un_post:43172?place=share-fab