Основными темами для обсуждения в этом году были выбраны:
- судебная защита участников международной экономической деятельности в налоговых правоотношениях;
- актуальные вопросы рассмотрения судами таможенных споров;
- национальный опыт применения судами законодательства о защите конкуренции (антимонопольного законодательства).
На протяжении многих лет на Форуме обсуждаются вопросы укрепления правового механизма регионального экономического сотрудничества, юридические и экономические аспекты развития международной торговли, защиты интеллектуальной собственности, проблемы корпоративного права, налогового регулирования и другие.
К участию в мероприятии были приглашены первые лица высших органов судебной власти государств АТР, представители органов государственной власти и деятели академической науки.
Президент Российской Федерации Владимир Путин направил в адрес участников Форума приветственное слово. Владимир Путин указал на то, что Россия уделяет приоритетное внимание развитию многоплановых партнерских связей со своими соседями по АТР, как на двусторонней основе, так и в рамках различных многосторонних объединений. В этом контексте расширение диалога между высшими судебными инстанциями государств этого важнейшего региона представляется весьма актуальным.
«Участникам форума — судьям, юристам, ученым-правоведам, экспертам — предстоит обменяться накопленным опытом, обсудить ключевые вопросы правового регулирования и судебной практики.
В нынешнем году в центре вашего внимания защита прав и законных интересов в субъектах международной экономической деятельности. Исходим из того, что эффективное обеспечение прав предпринимателей и инвесторов, справедливое решение налоговых и таможенных споров, действенная охрана интеллектуальной собственности являются непременным условием для продвижения международного сотрудничества в торгово-экономической, финансовой, научно-технологической и многих других сферах».
Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентина Матвиенко направила в адрес участников мероприятия приветственное слово.
Валентина Матвиенко отметила, что Форум зарекомендовал себя в качестве одной из наиболее авторитетных дискуссионных площадок для обсуждения вопросов экономического правосудия, международного правового сотрудничества, совершенствования судебных институтов. институтов.
«Обмен мнением между представителями судейского сообщества весьма важен для развития конструктивного профессионального диалога, продвижения основополагающих принципов международного права и обеспечения законных интересов наших стран.
В 2025 году на повестке форума вопросы судебной защиты субъектов международной экономической деятельности, рассмотрения судами налоговых, таможенных, антимонопольных и иных споров, а также направления дальнейшей гармонизации судебной практики в сфере охраны промышленной собственности.
В условиях многоглобальных вызовов и формирования многополярного мироустройства работа форума будет в полной мере способствовать совершенствованию правовых систем стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Уверена, что Форум, собравший представителей самых разных государств, обладающих собственным правовым регулированием и уникальным опытом, внесет значимый вклад в укрепление международного правозащитного сотрудничества и повышение уровня правовой защищенности граждан наших стран».
И.о. Председателя Верховного Суда Российской Федерации Юрий Иваненко обратил внимание участников мероприятия на то, что тематика нынешнего форума весьма актуальна и своевременна. В центре внимания — налоговые и таможенные споры, антимонопольная практика, защита интеллектуальной собственности:
«Сегодня судебная защита предпринимателей и инвесторов от необоснованных налоговых претензий и таможенных барьеров выступает важнейшим условием устойчивого развития экономики.
Применяя налоговое законодательство в делах об оспаривании решений, действий и бездействия налоговых органов, суды Российской Федерации обеспечивают защиту прав участников оборота и публичных интересов.
В сфере таможенных споров достигнуто единство подходов к определению таможенной стоимости товаров, а также вопросам привлечения к административной ответственности за нарушения соответствующих положений законодательства.
Суды активно применяют нормы антимонопольного регулирования, в том числе к цифровым платформам, обеспечивая баланс интересов участников правоотношений».
Председатель Верховного Народного Суда Республики Куба Рубен Ремихио Ферро заявил, что Куба является государством, которое обеспечивает полную правовую безопасность иностранным инвесторам, являясь стороной, подписавшей более 60 двусторонних соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций и многочисленных международных конвенций.
«Национальная правовая система гарантирует, что инвесторы, как кубинские, так и иностранные, до оформления какого-либо вида инвестиций должны знать права, гарантии и обязанности, предусмотренные каждым нормативным актом, опубликованным в Официальном вестнике Республики Куба, в качестве основы для доверия, безопасности и прозрачности в деловых отношениях в стране».
Судья Верховного Суда Республики Беларусь Ольга Синкевич подчеркнула, что доступность и эффективность судебной защиты в сфере налоговых правоотношений обеспечивается широким кругом гарантий, среди которых следует выделить следующие:
- обжаловать решение, действие (бездействие) налогового органа или его должностного лица может любое лицо, если полагает, что допущено нарушение его прав или законных интересов;
- досудебный порядок обжалования не является обязательным;
- срок на обращение в суд установлен в течение года со дня вынесения решения, совершения действия (бездействия) и может быть восстановлен судом в случае уважительности причин его пропуска.
- дела такой категории рассматриваются в сокращенный срок — не более месяца со дня поступления в суд. При этом установлена низкая ставка государственной пошлины;
- судопроизводство осуществляется на основе состязательности;
- применение актов налогового законодательства по аналогии не допускается.
«В настоящее время завершается третий этап реформы национальной судебной системы, начатый в 2019 году. В ходе него разработан единый процессуальный кодекс, регулирующий судопроизводство по гражданским и экономическим делам. Кодекс гражданского судопроизводства Республики Беларусь вступит в силу с 1 января 2026 года».
По словам судьи Верховного Суда Республики Казахстан Жанны Ермагамбетовой, в течение четырех лет вновь созданные суды и коллегия по административным делам Верховного Суда формировали новую судебную практику по спорам между частными лицами и государством, в том числе по налоговым спорам:
«Новые принципы и подходы, заложенные в АППК, сначала казались декларативными. Однако время показало другое.Об этом говорят статистические данные. Так, за период с 2021 по 2025 гг. значительно возросло количество споров, ежегодное увеличение составило 7%.
При этом, за предыдущие три года в пользу бизнеса было рассмотрено 63% дел, в текущем полугодии — 56%.
Отмечу до АППК, они проигрывали — 15%. На долю налоговых споров приходится 10% от всех поступивших исков».
«Четкое и последовательное следование судей новым принципам, позволило изменить всю административную практику, которая стала более предсказуемой и позволила развернуть свой курс с карательной модели к партнерству, что в целом приводит к росту доверия к государству и судебной системе, повышает роль права в обществе».
Татьяна Завьялова подчеркнула, что задача всех налоговых льгот и преференций — создать благоприятный климат для привлечения и вложения инвестиций.
«Нельзя не отметить в целом позитивную для российских и иностранных инвесторов судебную практику рассмотрения налоговых споров с применением законодательства Российской Федерации, а также международных Соглашений об избежании двойного налогообложения, которая формируется благодаря сбалансированному подходу судов к толкованию спорных норм права и применению напрямую принципов, закрепленных в Конституции РФ».
Председатель Суда Евразийского экономического союза Алексей Дронов напомнил участникам встречи о том, что в этом году Суд ЕАЭС отмечает 10-летний юбилей начала своей практической деятельности:
«Не такой большой срок для органа международного правосудия. Тем не менее, за этот период Судом уже рассмотрено около 100 дел, “тематический” диапазон которых охватывает вопросы таможенного и таможенно-тарифного регулирования, защиты добросовестной конкуренции на трансграничных рынках, транспортной политики, технического регулирования, статуса международных служащих Союза.
Проделана значительная работа по формулированию, с опорой на общепризнанные нормы международного права и конституционную традицию государств-членов, общих принципов права Союза».
«Не будет преувеличением тезис о том, что нормы о едином таможенном регулировании — основа, фундамент права ЕАЭС, органически происходящего из права Таможенного союза и Единого экономического пространств. Именно таможенный союз в рамках ЕАЭС — предпосылка формирования внутреннего рынка как пространства четырех свобод.
По этой причине последовательное развитие сферы таможенного регулирования на основе верховенства права, правовой определенности и последовательности правоприменения имеют принципиально важное значение для реализации макроэкономического потенциала Союза. Здесь в интересах развития нашего интеграционного объединения востребован основанный на праве баланс интересов государств и хозяйствующих субъектов (экспортеров, импортеров)».
Турсунгул Чаргынова обратила внимание на то, что для эффективного разрешения таможенных споров необходим комплексный подход:
«В первую очередь — это дальнейшее совершенствование правовой базы с учетом опыта правоприменения и современных вызовов цифровой эпохи.
Второй важный аспект — повышение квалификации судей и специалистов таможенных органов в области цифровых технологий и международного права.
Кроме того, важно обеспечить активное взаимодействие между таможенными службами, судебной системой и бизнесом. Диалог и совместная работа позволяют выработать единые стандарты и практики, которые способствуют снижению числа спорных ситуаций и повышению доверия к системе.
Нельзя забывать и о необходимости повышения правовой грамотности участников внешнеэкономической деятельности».
«Не теряют своей актуальности таможенные споры, связанные с классификацией товаров. Указанная категория споров обусловлена возникновением на рынке технически сложных товаров, совмещающих в себе несколько функций или компонентов, что в итоге затрудняет их классификацию».
Крайне важно соблюсти баланс между ужесточением определенных мер и необходимостью снижения барьеров и упрощения таможенных процедур в целях дальнейшего усиления торговых отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и реализации взаимных инвестиционных проектов, а также формирования общих правил регулирования, что потребует совместных усилий и конструктивного взаимодействия».
- на букве закона — прямом указании ТК ЕАЭС на необходимость установления связи платежа с товаром;
- на передовом принципе приоритета экономической сущности — краеугольном камне в борьбе с уклонением от уплаты обязательных платежей в XXI веке;
- на здравой экономической логике — необходимости адекватного противодействия схемам трансфертного ценообразования в таможенной сфере.
«Эта позиция означает, что если дивиденды по своей экономической сути являются не распределением прибыли, а замаскированным условием сделки или частью оплаты товара, то их игнорирование при расчете таможенной стоимости противоречит целям и смыслу таможенного регулирования.
Задача добросовестного бизнеса в такой парадигме — не прятаться за формальный статус дивидендов, а быть готовым демонстрировать реальную рыночность своих ценовых условий. А наша с вами задача, как научного и экспертного сообщества, — не критиковать прогрессивную судебную практику, а помочь ей, предложив законодателю четкие, прозрачные и технически отработанные механизмы ее реализации».
«Мы признаем, что цифровая экономика будет и дальше создавать новые вызовы. Судебная система должна продолжать адаптироваться, углублять свой опыт и участвовать в международном диалоге, чтобы гарантировать актуальность и эффективность нашей правовой базы».
«Особое внимание в рамках этих реформ было уделено развитию законодательства о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров.
В числе приоритетных задач были определены совершенствование законодательства в области средств индивидуализации, упрощение процедур их регистрации за счет полной цифровизации, внедрение эффективных правовых механизмов защиты, а также расширение международного сотрудничества».
«Каждое выступление, каждый доклад и обмен мнениями были наполнены практической ценностью и глубоким пониманием вызовов, с которыми сталкиваются национальные судебные системы в условиях стремительно меняющегося мира.
Были представлены уникальные национальные подходы, интересные правовые решения, а также перспективные направления развития правосудия в странах региона. Эти материалы, безусловно, послужат основой для дальнейших исследований, а также пополнят арсенал правоприменительных механизмов каждого из нас».