KG
Көрүүсү начар адамдар үчүн
Ишеним телефону 0 (312) 62-19-25 Бишкек шаары, Абдумомунов көчөсү 205
Кайрылуу жиберүү

Интервью с Кристине Коре-Перконе и Радостью Тофтисовой-Матерон

23 октября 2022

Завершается проект «Rule of Law Programme in the Kyrgyz Republic» и о достигнутых итогах мы беседуем с его руководителем Кристине Коре-Перконе, которая представляет Германское общество по международному сотрудничеству (GIZ) и экспертом по улучшению профессионализма Радостью Тофтисовой-Матерон.*




— Проект «Верховенство права в Кыргызской Республике 2-я фаза» завершает свою деятельность. Как вы оцениваете его итоги? Чего удалось достичь?



Кристине: Проект действует уже с 2015 до конца года 2022 года. Реализация двух его фаз заняла около восьми лет. За это время имеются очень большие достижения. Результаты нашей программы могут быть заметны во всей судебной системе. Например, совершенствование законодательного процесса для первичного и вторичного законодательства; модернизированный законодательный процесс на правительственном уровне; Разработано онлайн-решение для общественного обсуждения законодательных актов. Повышено качества первичного и вторичного законодательства в разных областях права. Расширение знании и навыков партнеров, участвующих в законодательном процессе. Если посмотреть на судебную систему, тогда важно упомянуть также реформы судебной системы, цифровизации, повышении квалификации, установлении лучшей правовой базы для оценки судей, их назначения. Усилена роль Конституционного суда, как институционно, так и сама работа суда. Судебные решения КС теперь в содержательном плане на очень высоком уровне. Во второй фазе проекта поддержано развитие IT-технологий в судебной и, шире, в правовой сфере. Здесь, в основном, партнёрами были Министерство юстиции, Верховный суд, Судебный департамент при ВС и также Прокуратура. Разрабатывались разные базы данных, которые и сейчас, и в будущем позволят госорганам более беспристрастно исполнять свои функции, как в судебной и судебно-исполнительной сфере, так и в законодательной деятельности. Проект тоже помогал партнерам развивать и усилить сферу государственной бесплатной юридической помощи и в шире – доступ к правосудию. Здесь важно и отметить, что при поддержки проекта разработаны основные законы в сфере современного административного права и также созданы отдельные административные суды, которые уже принимают качественнее решения и отменяют незаконные административные акты админорганов. Второе большое направление – это наращивание потенциала партнёров (capacity building). Это повышение потенциала специалистов ключевых юридических профессий. Обучались и судьи, прокуроры, прокурорские работники, адвокаты и судебные исполнитель и т.д. Также при поддержки проекта усилены надзорных функций Омбудсмена, роль адвокатов и усилены надзорные функции гражданского общества и СМИ. Проведена большая работы также по стратегическому развитию Прокуратуры и также цифровизацию работы Генеральной Прокуратуры.




Радость: Сначала хочу уточнить, что работаю в этом проекте почти с самого начала, а точнее с – февраля 2015 года. Я курировала компонент, который условно называется «Повышение профессионализма» и включал повышение квалификации судей, адвокатов, прокуроров, а также арбитров. Поэтому могу подробнее рассказать об успехах проекта именно в этой части. Хотя, результаты нашей программы могут быть заметны во всей судебной системе. Например, в реформе судебной системы, цифровизации, повышении квалификации, установлении лучшей правовой базы для оценки судей, их назначения. Мы работали с Верховным судом, с Советом по отбору судей, с Дисциплинарной комиссией, с Советом судей. Что касается компонента, который курировала я, большими нашими достижениями стало укрепление потенциала трёх центров повышения квалификации: Высшей школы правосудия, Центра повышения квалификации прокурорских работников и Учебного центра адвокатов. Мы создали основу, помогли им лучше сотрудничать между собой. В 2019 году был подписан меморандум о сотрудничестве между центрами. В рамках меморандуму и нашей программы стартовало проведение совместных тренингов. Ещё в начале проекта в 2015-2016 годах мы презентовали европейские практики по совместному обучению судей, прокуроров, адвокатов. Стоит отметить, что некоторые доноры не хотели поддерживать такой формат. Однако время и практика показала, что этот опыт был воспринят, как полезный, и сейчас как сами центры проводят совместные тренинги между собой, так и многие доноры поддерживают такие мероприятия. Когда есть общие проблемы, их лучше обсуждать вместе. Поэтому мы очень гордимся, что эта модель повышения квалификации станет устойчивой. Это достижение самих центров, но в том числе благодаря нашему проекту. Это первое.



Второе достижение тоже связано с повышением потенциала центров. Мы помогли им разработать стратегии развития. Например, Высшая школа экономики разработала не только стратегию, но и план её реализации, который сейчас уже реализуется. Вообще ВШП выросла и окрепла на наших глазах. Сейчас у них есть стабильная внутренняя структура, эффективный менеджмент, хорошие специалисты. Конечно, есть моменты, которые можно улучшать, но в целом, ВШП превратилась в современную школу для обучения судей. Хорошо работают с другими центрами, с Верховным судом, подготовили руководство по разработке учебных пособий. Они оказались отличным партнёром, и мы ими гордимся.



Третье достижение в сфере цифровизации, которая, по словам Президента Кыргызской Республики, является приоритетом. Это онлайн-платформа обучения ВШП, которая создана с нашей помощью. Она уже работает и является хорошим средством и для ведения статистики, отчётности, и для онлайн-обучения, которое стало особенно актуальным в свете пандемии. Есть примеры, когда она работает даже лучше, чем оффлайн. У каждого судьи и сотрудника суда, которые проходят обучение, есть свой пароль и личный кабинет . Благодаря этому они не только имеют доступ пройденным курсам, распечатывать свои сертификаты, но и могут записываться на оффлайн и онлайн-мероприятия, тематические тренинги и т.д.



Также хочу подчеркнуть наш вклад в начальную подготовку и судей, и прокуроров, и адвокатов. С нашей помощью уже третий раз, совместно с GIZ, проводится с 24 октября начальное обучение новолицензированных адвокатов. В Европе начальное обучение проводится адвокатскими объединениями, за счёт вступительных и годовых взносов адвокатов. Поэтому я хочу обратить внимание Совета адвокатов и всего адвокатского сообщества, что то, что третий раз подряд начальное обучение адвокатов со стороны проектов и частично за счёт самих участников, это, конечно, выход из ситуации. Но это не должно превращаться в устойчивую практику. Правильнее делать это за счёт их первоначальных взносов. Во всяком случае, более 60 молодых адвокатов войдут в профессию более подготовленными. Также мы поддерживаем начальное обучение судей в ВШП и помогали стажерам-прокурорам легче войти в их профессию. Так что в сфере повышения квалификации вклад нашего проекта очень большой.

Также мы обучили много тренеров, подготовили и много пособий, которые останутся и будут использоваться в дальнейшем при подготовке представителей юридических профессий.




— Являются ли подобные проекты в области верховенства права универсальными или они разрабатываются под каждую страну отдельно?



Кристине: С одной стороны, да, проекты в области Верховенства права являются универсальными. Например, на региональном уровне Центральной Азии действует на протяжении многих лет правовой проект, региональная программа, которая поддерживает партнёров в процессе развития и разработки современного административного права. То есть все страны объединяет одна цель – развивать современное административное право в своих странах. Но, конкретные предложения и мероприятия каждого проекта ориентируются и разрабатываются под потребности конкретного государства, и частности конкретного партнёра. Даже если на региональном уровне есть общие и похожие цели в плане развития в правовой сфере, но, всё равно каждая страна отличается. Это особенно – по правовой системе и по сложившимся традициям в правовой сфере, которые проект должен учесть. И поэтому конкретные предложения, мероприятия, задачи и цели, которых должен достигнуть проект, основываются на потребностях каждой страны. Учитывая правовую систему, реалии в применении нормы права и потребности конкретного государства.



Радость: Такие проекты готовятся под каждую страну отдельно, потому что они работают на основании больших соглашений между Европейской Комиссией и правительством соответствующего государства. Поэтому они разрабатываются, исходя из приоритетов и предпочтений данной страны.




— Расскажите об основных направлениях Проекта. Кто был вашим основным партнёром и бенифициаром?



Кристине: Общая цель проекта состоит в том, чтобы улучшить правосудие и верховенство права, укрепив способность институции осуществлять деятельность и способность граждан отстаивать свои права посредством модернизации законодательного процесса и улучшения работы судебной системы и органов прокуратуры.



Исходя из цели проекта, основным партнёром проекта является Министерство юстиции. С Министерством юстиции проект работал по разным направлениям. В частности – при техники разработки законопроектов, в сфере ГГЮП и по другим. Но у проекта уже с самого начало были также и другие партнеры. Среди наших партнёров были и прокуратура, Верховный суд и суды всех инстанций, Совет судей, Высшая школа судей, Конституционный суд, Учебные центр адвокатов, Центр повышения квалификации прокурорских работников, Международный третейский суд, Омбудсмен и также университеты. Важным партнером также был Жогорку Кенеш и также юридический отдел Правительства, совместно с которым тоже проделано много работы, так как с поддержкой проекта разрабатывались, принимались и улучшались законопроекты в разных правовых сферах. Важным партнёром был также Судебный департамент при Верховном суде. Также важно отметить, что проекта тесно работал и поддержал, и также вовлекал во всех публичных обсуждениях законопроектов гражданское общество и также общественные советы. Перечислить всех партнёров даже сложно, потому что проект работал с теми партнёрами, которые был необходимы для реализации тех или иных целей и задач проекта. Некоторых результатов невозможно было бы достичь, работая только с одним партнёром. Требуются совместные усилия.



Радость: Что касается моего компонента, то это ВШП, Учебный центр адвокатов, Центр повышения квалификации прокурорских работников, а также Верховный суд, который оказался очень хорошим партнёром. Кстати, недавно, совместно с Ассоциацией судей мы оказали поддержку в разработке постановления пленума Верховного суда по наследственному праву. Его принятие планируется в ноябре. Также мы проводили тренинги по обмену опытом для судей Верховного суда. Так что с этим партнёром сложились очень хорошие взаимоотношения.



Также хочу подчеркнуть плодотворное сотрудничество с Международном третейским судом при Торгово-Промышленной палате Кыргызской Республики. Вначале они не были основным партнёром проекта, но мы считаем, что развитие практики по арбитражным делам является важным и для судебной системы, и для адвокатов. Поэтому такая поддержка была оказана, и сотрудничество с этим партнёром привело к очень хорошим результатам.




— Были ли сложности, с которыми столкнулась команда Проекта? Если да, то какие?



— Кристине: Относительно сложностей, по своему опыту скажу, что в регионе Центральной Азии, в том числе в Кыргызстане – основная проблема – это текучка кадров. Очень часто меняются госслужащие. Те же судьи. Их ротируют. В проекте много средств и времени экспертов затрачивается на работу с представителем данного госоргана. Как правило, это конкретное должностное лицо. И получается, что с этим человеком проект работал – обучал, возил в поездки, чтобы человек своими глазами увидел, как работает правовая система в Европе или других регионах. А через год или несколько месяцев этот специалист уходит из министерства или переводится на другую должность, где он уже не отвечает за эту сферу или вообще переводится в другой госорган, тогда проекту приходится всё начинать заново.



Ещё одна проблема – это недостаток институциональной памяти в государственных органах. К сожалению, когда один сотрудник уходит, он уносит с собой все навыки, знания, контакты. Не происходит обмен информацией. А это значит, что приходится заново строить отношения, устанавливать контакты, снова тратить средства на наращивание знании. В этом плане всегда большие сложности у проекта. Также, когда, например, меняется Конституция или начинается какая-то реформа, часто устанавливаются нереальные сроки для разработки нового закона или его улучшения. Это бывает и по факту нереально, и по качеству закон или другой правовой акт сильно страдает. Особенно, если речь идёт о разработке новой редакции или внесении изменений в какой-нибудь кодекс – Гражданский или Уголовный. И даётся три-четыре месяца. Такие сроки вообще не реальны. Даже если помогают привлечённые международные эксперты. Разработка качественного законопроекта всегда занимает много времени, но это не всегда учитывается.



Хочу отметить, что поскольку проект завершается, мы сейчас подводим итоги. И большое внимание уделяется устойчивости достигнутых результатов. Потому что проект работал 8 лет, и были затрачены достаточно большие средства для достижении цели проекта. И сейчас вопрос стоит в том, что государству надо найти средства на продолжение финансирования для поддержания достигнутых результатов. Чтобы не было так, что эти достижения и результаты не остались без последующей реализации и продолжения. Поэтому мы обращаем внимание на то, как дальнейшие результаты будут достигнуты. Допустим, как Кыргызская Республика поддержит новые системы в сфере IT. То есть надо уже сейчас Правительству планировать государственный бюджет так, чтобы у наших партнёров, Министерства юстиции, судов и других партнеров были заложены достаточные бюджетные средства на содержание IT технологий, баз данных и т.д. То же самое касается и наших обученных тренеров. Например, Радость много работала с Высшей школой правосудия. Там достигнуты хорошие результаты, разработаны новые модули обучения судей, адвокатов, прокуроров, судебных исполнителей. И теперь важно, чтобы партнёр взял на себя обязанность дальше реализовать эти модули, обучать судей, так же, как это делалось при экспертной поддержки проекта. На это мы сейчас обращаем большое внимание.



— Радость: Да, ещё бы, сложности были. Прежде всего, текучесть кадров. Для нас это было очень неудобно, потому что часто приходилось повторять многое «с нуля», а иногда даже делать «шаг назад», чтобы потом два вперёд. Это было очень трудно.



Вторая сложность – это недопонимание самой сути, природы и задачи таких проектов. Например, техническую помощь многие понимали, как закупки оборудования. На деле же техническая помощь со стороны проектов Европейского Союза – это экспертиза. Это эксперты. Консультации. Обучение. Содействие экспертов при разработке документов и прочее. А не закупки оборудования.



Были партнёры, которые ожидали, что наша помощь будет заключаться в прямом финансировании их бюджета. И мы практически ежегодно получали запросы, вроде «скажите, сколько денег вы передали этому партнеру?». Мы не можем на такие вопросы отвечать. Потому что ответ будет звучать «Ноль». С одной стороны, деньги были использованы для развития и содействия данному партнёру, но напрямую ни разу за 8 лет нашим партнёрам деньги не передавались. И даже когда закупалось какое-то оборудование в рамках проекта, оно всегда было связано с достижением какой-то цели или задачи проекта по нашему рабочему плану. Он, кстати, утверждается Наблюдающим, управляющим комитетом нашего проекта, в котором представлены все бенефициары нашего проекта.




— Какое впечатление оставил у вас Кыргызстан? Что запомнится с профессиональной и человеческой точки зрения?



Кристине: Насчёт моих впечатлений о Кыргызстане я могу рассказывать долго. Ваша страна стала первой, где я начала работать на международном уровне. В первой фазе этого проекта я работала экспертом. Я побывала в большинстве красивых мест Кыргызстана и с личной точки зрения ваша страна, конечно, оставила большое впечатление. Это и Иссык-Куль, и Сары-Челек, и другие места. Этого не забыть, такого я не видела нигде. На мой вгляд, Кыргызстан очень открытая страна, с очень дружелюбными людьми. И я рада, что мне удалось хотя бы на несколько месяцев вернуться сюда. За три года, особенно, когда я работала с судебными исполнителями в разных регионах, я успела объездить области вашей страны и увидеть, как живут люди не только в Бишкеке, но и в малых городах, и в дальних сёлах, и даже в горах. Ваши люди очень добрые и гостеприимные, и у меня останутся только самые тёплые воспоминания.



С профессиональной точки зрения, как я уже сказала, были сложности с тем, что из-за высокой текучести кадров приходилось много раз налаживать контакт с новыми людьми и не всегда легко сразу найти подход к человеку. Или объяснить, почему европейский опыт в данном случае более подходит, чем то, как было принято работать до сих пор. Или почему по тому или иному законопроекту стоит учесть мнение международных экспертов, объяснить, как работает система. Как можно перенести её сюда, учитывая местные традиции, местные потребности. И как это будет решать местные проблемы.



В то же время, в Кыргызстане люди очень открытые. Они всегда готовы услышать. Не всегда готовы перенимать, что и правильно в каком-то смысле. Потому что каждая страна сама решает возникающие проблемы, ищет пути решения, и просто копировать чужие системы нет необходимости. Надо понять другую систему и перенять то, что эффективно может работать в вашей стране. Поэтому мне импонирует, что наши партнёры в Кыргызстане были очень открыты, что они слышат другие мнения. Они не просто повторяют то, что получают, а именно пропускают это через свой опыт, через своё понимание, свою правовую систему. И были случаи, когда они отказались что-то принимать, потому что местные эксперты объясняли, что хотя какая-то конструкция хорошо работает в Европе, но здесь, в Кыргызстане, она не будет работать. Так что должна отметить уровень профессионализма наших партнёров.



— Радость: Масса позитива! Я очень рада, что не уезжаю из Кыргызстана, поскольку с февраля у меня начинается здесь другой проект, хотя и в другой сфере. Потому что мне было бы очень-очень грустно покидать вашу страну. Так долго я не жила ни в одной стране, кроме своей родины. Для меня будет очень сложно расставаться с вашей республикой. Когда я впервые начала работать в Центральной Азии, обратила внимание, что на региональных мероприятиях самыми активными всегда были участники из Кыргызстана. Они первыми поднимали руку, что-то раскритиковали, что-то подчеркнули, что-то проанализировали. И уже тогда у меня сложилось впечатление, что в Средней Азии именно из Кыргызстана самые продвинутые участники. После восьми лет работы в вашей стране это впечатление просто закрепилось. А с личной точки зрения у меня столько друзей здесь и я столько хороших слов услышала от них, что огромное спасибо всем вам. У каждого из вас есть своё место в моём сердце. Я надеюсь, что эти связи не прервутся даже после того, как завершится наше профессиональное сотрудничество. Хочу также отметить, что у вас замечательные человеческие ресурсы и было бы здорово, если бы их использовали полнее. Например, я видела здесь таких тренеров, каких не встречала нигде в мире. Есть такие замечательные люди, коллеги, организаторы, с которыми хочется работать ещё.




— Как вы оцениваете ситуацию и перспективы развития альтернативных способов разрешения споров – арбитража и медиации в Кыргызстане? И, в частности, Международного третейского суда при Торгово-Промышленной палате Кыргызской Республики.



— Радость: Я уже говорила в прежних интервью, и могу повторить, что будущее за такими институтами, как арбитраж и медиация. Развитию арбитража в регионе Центральной Азии способствует много факторов. Во-первых, потому что в нынешней обстановке, более гибкие процедуры арбитража предпочтительнее для участников экономических отношений. А с другой стороны, у вас такие классные кадры, профессиональные арбитры, что было бы обидно не вывести тот же Международный третейский суд при Торгово-Промышленной палате Кыргызской Республики на международную арену. К тому же руководство этого суда очень активное, продвинутое. Уже сложились хорошие отношения с европейскими и китайскими арбитражами. Поэтому желаю удачи! И я уверена, что через десять лет ваш третейский суд будет ведущим в этом регионе мира.




— Что вы можете пожелать или рекомендовать вашим партнёрам в Кыргызстане после завершения Проекта?



Кристине: Прежде всего, сохранить результаты, которые были достигнуты. И развивать их дальше, используя все возможности, которые есть у вас. Потому что по итогам проекта мы видим хорошее развитие в деятельности своих партнёров. Это проявляется в улучшении услуг. Это приводит к тому, что само население может почувствовать не только открытость правовой системы, но и что человек уже не только объект государственной политики, но и её субъект – с правами, которых можно успешно и реализовать и может влиять на деятельность госорганов. К примеру, создание административных судов – это большой шаг вперёд. Надеюсь, что Кыргызстан сохранить этот импульс к развитию. И знаю, что здесь это возможно, потому что и сами граждане видят свои права и возможности, и они требуют этого. А госорганы и правовая система в целом должны на это реагировать. Гибко и быстро. Потому что человек здесь очень требователен по качеству и скорости предоставления услуг. В этом плане Кыргызстан идёт по правильному пути и быстро развивает свою правовую систему. И это сильно чувствуется. У вас есть открытость не только внешняя, для международного сотрудничества, но и внутренняя. К своему народу. Думаю, вам надо продолжать двигаться в этом направлении.



Радость: В личном плане, конечно, удачи, здоровья. Хочу пожелать не так часто менять работу. Чтобы каждый успевал укрепить свои навыки, накопить опыт работы, использовать свой потенциал. С учётом нашей работы хочу рекомендовать не прерывать те начинания, которые мы вместе запустили. Сохраните темы тренингов, которые мы помогли начать и развивать: судебный этикет, судейская этика, психологическая антикоррупционная подготовка, Ораторское искусство, начальное обучение адвокатов, Состязательность в суде, все совместные обучения судей, прокуроров и адвокатов. Хочется, чтобы всё это было закреплено и продолжено. Будь то с другими донорами и партнёрами. Будь то своими силами. Но самое главное, не прерывайте, не начинайте заново, «с нуля». Потому что это будет шаг назад. Поэтому искренне желаю довести начатое до логического итога. Очень на это надеюсь.




Беседовал Нурдин Дуйшенбеков




*СПРАВКА О РЕСПОНДЕНТАХ:



Кристине Коре-Перконе – Руководитель проекта «Rule of Law Programme in the Kyrgyz Republic – 2nd Phase» с 1 октября 2022 года. Представляет Германское общество по международному сотрудничеству (GIZ). По специальности – юрист. Работала сотрудником Верховного суда и Конституционного суда Латвии. Последние семь лет в GIZ, в региональной программе «Rule of Law Central Asia», охватывающей пять стран. В Кыргызстане проект софинансируется Европейским Союзом.




Радость Тофтисова-Матерон – Эксперт по улучшению профессионализма проекта «Rule of Law Programme in the Kyrgyz Republic – 2nd Phase». Ранее работала юридическим консультантом и преподавателем в Болгарии, Венгрии, и в других странах Центральной и Восточной Европы. С 2005 года – в международных проектах в Украине, Сербии, Туркменистане, Таджикистане, Узбекистане, Мавритании и Афганистане.


Газета «Общественный рейтинг» от 23 октября 2022 года