KG
Көрүүсү начар адамдар үчүн
Ишеним телефону 0 (312) 62-19-25 Бишкек шаары, Абдумомунов көчөсү 205
Кайрылуу жиберүү

Состоялось XIV Совещание председателей Верховных судов государств-членов ШОС

19 июня 2019

Судьи Кыргызской Республики приняли участие в работе XIV Совещания председателей Верховных судов государств-членов Шанхайской организации сотрудничества, прошедшее  в городе Сочи


Доклад судьи Верховного суда Кыргызской Республики Мельниковой М.П.


Доклад


Применение судами национальных и международных нормативных


правовых актов по защите семейных прав ребенка, в том числе связанных с защитой имущественных прав детей.


Уважаемый Вячеслав Михайлович!


Уважаемые Председатели Верховных судов государств-членов Шанхайской организации сотрудничества!


Уважаемые участники совещания!


Хотелось бы начать свое выступление высказыванием римского поэта Ювенала: «Детству следует оказывать величайшее уважение».


Смысл и глубина высказывания нам понятна.


Вопросы детства, охраны и защиты прав ребенка находятся в центре внимания международного сообщества. Приняты важнейшие международные документы, определяющие обязанности государств перед подрастающим поколением.


Основным документом в этой области является Конвенция о правах ребенка ООН от 20 ноября 1989 года, основная идея которой заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Она рассматривает ребенка как полноценную личность, наделенную соответствующими правами, способную в определенной мере к их самостоятельному осуществлению и защите, как самостоятельный субъект права.


Нормы международных договоров «мертвы», если они не признаются и не соблюдаются государствами. Существование правового государства невозможно без уважения к правам ребенка. Каждое государство, если оно считает себя цивилизованным, должно проводить специальную государственную политику в отношении детей и семьи.


Государственная политика Кыргызской Республики в этой сфере является одной из приоритетных областей, направлена на полноценное обеспечение и защиту прав и интересов детей, на совершенствование нормативной правовой базы.


Законодательство Кыргызской Республики в сфере обеспечения прав и интересов детей состоит из Конституции Кыргызской Республики, Конвенции о правах ребенка, Кодекса о детях, Семейного кодекса КР, иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики.


В соответствии с Конституцией КР, вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика, а также общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Кыргызской Республики. Особое отношение государства к вопросу защиты прав детей нашло свое отражение в Семейном кодексе КР, установившем приоритетность норм международного договора в случае противоречия положениям, установленным семейным законодательством КР.


Кыргызская Республика ратифицировала ряд международных договоров (Конвенций, соглашений) в области охраны прав и интересов детей, семьи.


Конвенция о правах ребенка (далее — Конвенция) ратифицирована КР в январе 1994 года.


Значительным шагом по реализации норм Конвенции в национальном законодательстве стало принятие в 2006 году Кодекса КР «О детях», а затем в 2012 году — его новой редакции. В результате все положения Конвенции и обоих факультативных протоколов к Конвенции были имплементированы в национальное законодательство, без каких — либо оговорок и исключений.


Новая редакция Кодекса включает концептуально новые подходы в регулировании сложившихся правоотношений в области защиты прав детей, направлен на закрепление функций органов государственной власти и органов местного самоуправления в целях их эффективной реализации путем принятия конкретных мер по выявлению семей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; предотвращению, профилактики и улучшению жизненной ситуации и обеспечению основных гарантий прав и законных интересов детей. Наряду с этим Кодекс предусматривает нормы по усилению контроля над принятием решений по определению судьбы ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации путем наделения судов полномочиями по рассмотрению определенной категории дел.


Судебная защита является одной из важнейших гарантий обеспечения эффективной и приоритетной защиты прав и законных интересов ребенка. Многие функции административных органов переданы Кодексом о детях и Семейным кодексом судам общей юрисдикции.


В частности, суд теперь разрешает вопросы:



  • передачи детей на воспитание в семью (усыновление);

  • установления опеки и попечительства; отмены усыновления;

  • определения места жительства детей при раздельном проживании родителей в* случае спора;

  • направления детей в интернатные учреждения.


Суд разрешает спор исходя из принципа признания первоочередности прав и интересов ребенка с целыо наилучшего обеспечения интересов ребенка и с учетом мнения ребенка.


В Кодексе КР «О детях» (ст. 11) закреплены основные гарантии права ребенка на свободное выражение своего мнения по всем вопросам, затрагивающим его интересы. Ребенку предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного, административного или иного разбирательства непосредственно либо через законного представителя.


Поскольку законодательно не определено, с учетом каких возрастных особенностей ребенок может выразить свое мнение по вопросам, его затрагивающим, суды руководствуются положением ст. 12 Конвенции, определяющей эту возможность способностью ребенка сформулировать свои собственные взгляды, в соответствии со своим возрастом и зрелостью.


Кроме того, закон установил перечень случаев, когда мнение ребенка достигшего десятилетнего возраста, имеет правовое значение. Устройство детей на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), запись усыновителей в качестве родителей усыновителя, изменение имени и (или) фамилии ребенка при усыновлении или при отмене, восстановление в родительских правах осуществляется только с их согласия.


В Семейном кодексе КР закреплено право ребенка на защиту своих прав и законных интересов. Он, как особый субъект права, чаще не в состоянии самостоятельно защищать свои права. В целях восполнения недостающей у детей дееспособности закон вводит институту их законных представителей, которые обязаны защищать права и интересы ребенка.


Однако при нарушении прав и законных интересов ребенка со стороны родителей (лиц, их заменяющих) ребенок вправе самостоятельно обратиться за их защитой в государственный орган по защите детей, а по достижении четырнадцати лет — в суд.


Кроме того, в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом КР по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых правоотношений, несовершеннолетние имеют право лично защищать в суде свои права и охраняемые законом интересы.


Однако в практике судов республики таких ‘дел не было, полагаю по причине недостаточной информированности детей о своих правах и непонимания ими юридических процессов и процедур.


Одно из первостепенных прав ребенка — жить и воспитываться в семье. Должны быть веские, предусмотренные законом основания для разлучения ребенка с одним или обоими родителями в интересах ребенка.


Определенные сложности возникают при разрешении споров об определении места жительства ребенка при раздельном проживании его родителей, в частности, если один из родителей является иностранным гражданином или постоянно проживает на территории другого государства.


К примеру, при наличии двух судебных актов разных государств об определении места жительства ребенка с каждым из родителей, становится невозможным их одновременное исполнение, что в свою очередь влечет нарушение прав как самого ребенка, так и родителей на его воспитание.


Особое внимание защите и реализации прав и интересов детей со стороны государства уделяется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.


Кодекс о детях 2012 года содержит главу, регулирующую вопросы усыновления, в том числе международного усыновления.


Законодательство предусматривает в приоритетном порядке национальное усыновление. И только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи родственников или граждан КР, допускается усыновление детей иностранными гражданами.


При разрешении вопросов международного усыновления наравне с национальными правовыми актами судами применяются положения Гаагской Конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении международного усыновления от 29 мая 1993 года, ратифицированной КР 10 августа 2012 года.


Как крайняя мера, в случае исчерпания возможности по размещению ребенка, оставшегося без попечения родителей в семье (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) является направление ребенка в интернатное учреждение. Предполагается, что эта мера является временной и уполномоченными органами должны предприниматься все меры для размещения ребенка в семье.


Имущественные права ребенка и порядок их реализации закреплены в Семейном кодексе, Кодексе «О детях», Гражданском, Жилищном кодексах и других нормативных правовых актах республики.


К имущественным правам ребенка относятся такие права, как право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи; право собственности на жилую площадь, в том числе, возникшую в порядке приватизации, доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка, жилищные права.


Право ребенка на получение содержания от своих родителей и других членов семьи заключается в удовлетворении жизненно важных потребностей. Реализация этого права возможна через взыскание в судебном порядке алиментов с одного или обоих родителей.


Учитывая миграционные процессы, возросшее количество интернациональных браков, при расторжении брака, у родителя, с которым остается проживать ребенок (дети), нередко возникают затруднения, связанные с получением содержания от родителя, не проживающего с ребенком. Согласно статистике у 12% детей, по меньшей мере, один из родителей проживает за границей.


Судами КР рассматривается достаточно большое количество дел о взыскании алиментов с лиц, проживающих на территории другого государства или иностранных граждан. При этом недостаточно принять решение о взыскании алиментов, его необходимо исполнить с целью в полной мере реализации права ребенка на получение содержания.


В этом случае имеют • важное значение международные акты регионального уровня — Минская Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года, вступившая в силу для КР — 1 августа 2003 года, а также Кишиневская Конвенция от 7 октября 2002 года, ратифицированная КР 19 марта 2004 года.


Международное сотрудничество в этой области способствует эффективной реализации семейных прав ребенка.


Что касается права ребенка владеть и пользоваться имуществом родителей, то ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друга друга по взаимному согласию.


При разделе имущества супругов имущественные интересы детей защищаются нормами Семейного кодекса КР, согласно которым суд вправе отступить от начала равенства долей супругов в их общем имуществе, исходя из интересов детей. Это фактически приводит к увеличению доли супруга, а у ребенка возникает лишь право пользования этим имуществом и то по соглашению с родителем. При этом семейные правоотношения могут по различным причинам изменяться, и имущественные права ребенка могут быть нарушены. Возникает вопрос, насколько защищаются имущественные права ребенка в таком случае? Этот вопрос требует разрешения на законодательном уровне.


На сегодняшний день вопросы нарушения прав детей нельзя назвать полностью решенными. Политику по этому вопросу необходимо развивать и дальше, пересмотром и дополнением уже действующего законодательства. Во исполнение международных обязательств КР поставлены ряд задач и целей, многие из которых на сегодняшний день выполнены, другие требуют внимания государства.


Так, с учетом замечаний и рекомендаций Комитета ООН по правам ребенка от 2014 года, практического опыта других стран, а также рекомендаций государственных органов на данный момент подготовлен проект новой редакции Кодекса о детях КР, в котором уделено первоочередное внимание наилучшему обеспечению интересов ребенка, во всех его аспектах; пересмотрены подходы в регулировании установленных и сложившихся правоотношений в области защиты прав детей. Кодекс направлен на улучшение законодательных механизмов по вопросам выявления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и их семей, предотвращения, профилактики и улучшений трудной жизненной ситуации и обеспечения основных гарантий прав и законных интересов детей. Проект предусматривает значительные новшества, такие как: введение статьи «Основные гарантии прав ребенка на социальную поддержку и защиту», института Социальной службы по защите детей; усиливается ответственность родителей — мигрантов; вводится глава, предусматривающая регулирование вопросов защиты ребенка в гражданском судопроизводстве.


С учетом того, что ребенок является особо уязвимым членом общества, он требует и заслуживает специальной защиты. И если необходимость реформирования уголовной системы защиты прав несовершеннолетнего уже широко признана, то реформирование порядка и способов защиты семейных прав ребенка остается открытым.


Обсуждение данного вопроса в рамках сегодняшнего совещания имеет большое значение для дальнейшего сотрудничества, обмена опытом и то, что вопрос защиты прав детей поставлен на межгосударственный уровень, еще раз говорит об актуальности и значимости данной темы.


Завершить свое выступление хотелось бы словами Махатмь1 Ганди «Если мы хотим достичь настоящего мира во всем мире, то начинать надо с детей».


Спасибо за внимание!