KG
Көрүүсү начар адамдар үчүн
Ишеним телефону 0 (312) 62-19-25 Бишкек шаары, Абдумомунов көчөсү 205
Кайрылуу жиберүү

Нужно ли наставничество впервые назначенным судьям?

02 ноября 2017

Интервью с судьей Верховного суда Кыргызской Республики в отставке, наставником впервые назначенных судей Аламудунского районного суда Чуйской области Расией Идирисовной ЭРАЛИЕВОЙ.


Состав судейского корпуса и судебная система пополнились молодыми кадрами почти на 70%. Ранее Председатель Верховного суда Кыргызской Республики Айнаш Токбаева заявляла, что при проведении итоговых совещаний с судьями местных судов в различных судах республики ощущалась острая потребность в опытных судьях, которые бы указывали правильное направление судьям, назначенным впервые, давали им ценные советы, помогали адаптироваться в новой должности. В связи с этим была начата деятельность по разработке и внедрению института наставничества совместно с филиалом Международной организации по праву развития.


Так, приказом Председателя Верховного суда была создана рабочая группа, которая разработала Положение о наставничестве. Пилотный проект введен в трех судах: Свердловском районном суде города Бишкек, Аламудунском районном суде Чуйской области и в Ошском городском суде.


Мы решили узнать из первых уст, как работают впервые назначенные судьи и каков результат наставничества. Итак, представляем интервью с судьей Верховного суда Кыргызской Республики в отставке, наставником впервые назначенных судей Аламудунского районного суда Чуйской области Расией Идирисовной ЭРАЛИЕВОЙ.


– Расия Идирисовна, что дает наставничество впервые назначенным судьям и в чем главная цель наставника?


– Наставничество над судьями – это одна из форм повышения профессиональных и морально-этических качеств впервые назначенных судей. Это содействие их становлению в качестве квалифицированных судьей. Это отношения между опытным и впервые назначенным судьей, где опытный судья делится своими профессиональными знаниями и судейским опытом, помогает судье успешно адаптироваться в своей должности, судейской культуре и в роли судьи. Также немаловажно научить понимать и управлять личным развитием, включая психологические и нравственные аспекты становления судьи.


Нужно помочь впервые назначенным судьям повысить квалификацию, овладеть судейскими навыками, совершенствовать профессиональную деятельность и поведенческие качества.


– Довольно обширный фронт работы, если так можно сказать. Но если конкретнее, в чем именно вы помогаете судье, к примеру, в ежедневной работе?


– Наставник помогает закрепить теоретические знания, применять эти знания на практике. Также мы способствуем овладению профессиональной техникой рассмотрения дел, ведения судебных процессов, обучаем методике составления судебных актов. Кроме того, обучаем поведенческой модели судей, отвечающей их предназначению и укреплению авторитета суда и самого судьи.


Существует план наставничества, в который входит широкий круг вопросов: организация рабочего дня и распределение рабочего времени, подготовка дела к судебному разбирательству, ведение судебного процесса, поведение судьи в ходе судебного разбирательства и его реагирование на возникающие вопросы, применение норм материального и процессуального права при рассмотрении дел, составление судебных актов и регулирование движения дела.


Мы вместе с молодым судьей обсуждаем вопросы, относящиеся к процедуре рассмотрения дел, рецензируем ведение судьей судебного процесса и принятые судебные акты.


– Наверное, вы ходите как на работу – с утра до вечера, и всегда рядом?


– Нет. Консультации наставники осуществляют не реже двух раз в неделю по мере необходимости. Наставники присутствуют на судебных заседаниях, проводимых судьей, мы знакомимся с материалами дела, законченного производства. Наставник ни в коем случае не должен знакомиться с материалами дела, находящегося в производстве судьи. Я не вправе вмешиваться в процесс рассмотрения дела, отвечать на вопросы, касающиеся правильности принимаемых судебных актов по конкретному делу.


– Каковы ваши прогнозы как наставника?


– Главное – желание. Если человек желает достигнуть высоких профессиональных показателей, безусловно, он их достигнет. Сейчас у молодежи много различных доступных способов самосовершенствования. Многие пользуются современными технологиями и работают над повышением своей профессиональной квалификации. Это похвально.


В настоящее время заканчиваются сроки, определенные Положением о наставничестве в судах. Мы готовим итоговый отчет по проделанной работе. Шесть месяцев прошли как один день. Работа принесла мне большое удовольствие. Уверена, что мои подопечные – впервые назначенные судьи Б. Касымалиев и Ж. Сагыналиев – обладают необходимыми знаниями и навыками по отправлению правосудия. Сейчас им, конечно, нелегко, так как нагрузка большая, они рассматривают уголовные и гражданские дела, а также представления администрации ГСИН при Правительстве КР об изменении режима содержания осужденных в местах лишения свободы.


Надеюсь, что в будущем они окажутся в числе опытных судей нашей республики.


– А так ли уж необходим институт наставничества? 


– Я считаю, что необходим, так как среди впервые назначенных судей есть люди, которые ранее никогда не работали в судебной системе, хотя имеют высшее юридическое образование. Им приходится сталкиваться с большими трудностями в повседневной работе по отправлению правосудия.


– Расия Идирисовна, разрешите задать вопросы другого характера. Скажите, как вы в целом оцениваете судебную систему страны сегодня?


– Я судья в отставке. Однако уйти на заслуженный отдых не значит совсем отстраниться от дел. Мы видим перемены, проведена масштабная работа по формированию законодательной основы деятельности судов, судопроизводства, правового и социального статуса судей, по укреплению гарантий их независимости, неприкосновенности и несменяемости.


Известно, что внедрен механизм оценки качества и эффективности работы каждого судьи республики. Накануне начала свою работу Дисциплинарная комиссия при Совете судей Кыргызской Республики. Думаю, что эти новшества повысят качество отправления правосудия и ответственность судей.


– Что вам хотелось бы посоветовать молодежи?


– Быть ответственными за свое поведение, за саморазвитие, да и за все остальное. К примеру, наблюдаешь за тем, как сейчас люди ведут себя в стенах судов и в зале судебных заседаний, и вывод напрашивается не самый приятный. Лет 25-30 тому назад общество было другим, например, в части образованности и нравственности. Молодежи мне хотелось бы посоветовать больше работать над собой, заниматься самосовершенствованием. Сейчас мы живем в такое время, которое требует от человека и общества динамичного развития.


А что касается молодых и впервые назначенных судей, то желаю им успехов и достижения профессионального мастерства.


– Спасибо за беседу!


.


pr.kg